М-104, КБП-27, УТС-32
Ярославский комсомолец
тип «М» XII серии, заводской номер 301


историческая справка


1940 год 30 октября
заложена на эллинге судостроительного заводе № 112 «Красное Сормово» в гор. Горьком на средства, собранные трудящимися.

1941 год 10 апреля
спущена на воду.

1942 год 25 августа
поднята на берег, в разобранном виде погружена на железнодорожную платформу и отправлена по железной дороге на завод № 402 в гор. Молотовск для достройки.

1942 год 1 сентября
прибыла на завод № 402.

1942 год 1 сентября
включена в состав отдельного учебного дивизиона подводных лодок Северного флота.

1942 год 24 сентября
вторично спущена на воду.

1942 год с 23 по 26 ноября
переведена из гор. Молотовска в Екатерининскую гавань для достройки и проведения испытаний.

1943 год 10 февраля
вступила в строй.

1943 год 20 февраля
приказом НК ВМФ присвоено почетное наименование «Челябинский комсомолец». Перечислена в состав 4 дивизиона бригады подводных лодок Северного флота с базированием в Екатерининской гавани.

1943 год 23 февраля
торжественно поднят Военно-морской флаг.

1943 год 7 апреля
в 19.06 вышла в первый боевой поход под командованием кап. 3 ранга Лукьянова Ф.И. и обеспечивающим, командиром 4-го дивизиона капитаном 1 ранга Морозовым Н.И. в район Варангер-фьорда на позицию № 6. В 05.45 следующих суток прибыла на позицию.

1943 год 9 апреля
днем заряжала АБ в бухте Пумманки.

1943 год 11 апреля
днем заряжала АБ в бухте Пумманки.

1943 год 12 апреля
днем не смогла атаковать одиночный тральщик из-за большого курсового угла.

1943 год 13 апреля
днем заряжала АБ в бухте Пумманки.

1943 год 14 апреля
днем не смогла атаковать тральщик и буксир из-за ошибки боцмана, не сумевшего удержать подводную лодку на перископной глубине, в результате чего был упущен угол упреждения.

1943 год 15 апреля
днем заряжала АБ в бухте Пумманки.

1943 год 16 апреля
в 06.17 у мыса Лангбунес произвела торпедную атаку конвоя, следовавшего в западном направлении. Командир определил состав конвоя в 6 транспортов, 6 сторожевых кораблей. Атака выполнена по транспорту в 10 - 14000 тонн из подводного положения 2 торпедами с временным интервалом с дистанции 8 – 9 каб., через 50 сек услышан взрыв, в результате которого на пл осыпалась пробковая изоляция, был вырван лаг, перегорели предохранители, временно вышла из строя ГАС. В действительности был безуспешно атакован германский конвой, включавший транспорты «Патагония», «Элима», «Тихука», «Дюна», «Марс» и гидрографического судна «Бирка». Корабли конвоя наблюдали торпеду, шедшую по поверхности и ее взрыв. Преследования не было. В 16.00 пл начала возвращение и в 18.44 прибыла в Полярное.

1943 год 8 мая
в 20.18 вышла во второй боевой поход под командованием кап. 3 ранга Лукьянова Ф.И. в район Варангер-фьорда на позицию № 6.

1943 год 9 мая
в 05.10 прибыла в бухту Пумманки, где находилась до 10.51.

1943 год 10 мая
в 12.15 на переходе с позиции в бухту Пумманки для зарядки АБ атакована 11 самолетами «Bf-109», обстрелявшими подлодку пушечно-пулеметным огнем и сбросившими несколько бомб. Лодка уклонилась погружением и в 12.18 легла на грунт на глубине 36 метров. В результате близких взрывов бомб образовалась трещина в прочном корпусе в I отсеке, сорваны задрайки люка в VI отсеке, внутрь прочного корпуса поступила вода. Разрушены 16 баков АБ, поврежден ряд приборов и механизмов, в т.ч. гирокомпас, электрическое управление горизонтальными рулями, перископ и вертикальный руль. В результате пушечно-пулеметного обстрела пл получила 6 пробоин в надстройке и ограждении рубки. В 14.35 прибыла в бухту Пумманки, где приступила к устранению повреждений.

1943 год 11 мая
в 14.12 атакована 5 самолетами «Bf-109», сбросившими на безопасном удалении 5 бомб. В 16.30 начала возвращение в базу и в 01.23 следующих суток прибыла в Полярное.

1943 год с 12 мая по 24 июля
прошла аварийный ремонт у судоремонтной мастерской «Красный Горн».

1943 год 12 сентября
в 23.15 вышла в третий боевой поход под командованием кап. 3 ранга Лукьянова Ф.И. в район Вардё – мыс Сейбунес на позицию № 3, куда прибыла утром следующих суток.

1943 год 20 сентября
в 13.31 в районе Бос-фьорда произвела торпедную атаку конвоя, следовавшего в западном направлении. Командир определил состав конвоя в 5 транспортов, около 20 кораблей охранения. Атака выполнена по транспорту из подводного положения 2 торпедами с дистанции 20 каб. Из-за неудачного маневрирования командир смог произвести залп только с углом встречи 175°. Через 275 секунд услышано 2 взрыва. в действительности был безуспешно атакован германский конвой, включавший немецкие транспорты «Клаус Рикмерс», «Липпе», «Посейдон», «Валенсия», «Аквила», «Лудольф Ольдендорф», «Нойкурен», «Валор», «Херма», «Хафниа», норвежский транспорт «Хомборгсунд», немецкий танкер «Мёвенриф», норвежские танкеры «Банко», «Рогн», буксир «Пеллворм». Охрана конвоя осуществлялась плавбазой катерных тральщиков «Бали», 3 больших охотника и 12 сторожевых корабля: «V-6101», «V-6102», «V-6103», «V-6105», «V-6106», «V-6107», «V-6108», «V-6113», «V-6115», «NKi-08», «NKi-10», «M-306», «NH-06» и Uj-1206. Преследования не было. Вечером пл начала возвращение в базу.

1943 год 22 сентября
в 07.37 прибыла в Полярное.

1943 год с 24 сентября по 23 октября
прошла навигационный ремонт.

1943 год 29 ноября
в 20.00 вышла в четвертый боевой поход под командованием кап. 3 ранга Лукьянова Ф.И. в район Вардё – Конгс-фьорд на позицию №1-«В», куда прибыла в 07.00 следующих суток. На позиции дважды обнаруживала при помощи ГАС одиночные суда противника, но не смогла их атаковать из-за плохой видимости.

1943 год 6 декабря
в 20.30 начала возвращение, а в 23.00 обнаружила плавающую мину.

1943 год 7 декабря
в 22.52 прибыла в Полярное.

1944 год с 3 по 31 января
прошла навигационный ремонт.

1944 год с 11 по 21 февраля
прошла навигационный ремонт.

1944 год 5 марта
в 17.45 вышла в пятый боевой поход под командованием кап. 3 ранга Лукьянова Ф.И. в район район Сюльте-фьорда на позицию № 21.

1944 год 7 марта
утром 7.3 прибыла на позицию. В 13.55 в точке 70°34,3' с.ш., 30°49,3' в.д. коснулась минрепа мины заграждения «Sperre-IV», но взрыва не последовало. Днем не смогла атаковать 3 тральщика из-за плохой видимости.

1943 год 8 марта
в ночь на 8 марта не смогла атаковать 2 быстроходных неустановленных судна из-за невыгодного курсового угла.

1943 год 10 марта
в 19.18 в точке 70°42,8' с.ш., 30°08,0' в.д. у мыса Маккаур произвела торпедную атаку отряда кораблей, стоящих на якоре. Рядом с транспортом командир наблюдал несколько мотоботов. Атака выполнена по транспорту в 8000 тонн и сторожевым катерам у борта транспорта из подводного положения 2 торпедами с временным интервалом с дистанции 9 - 10 каб., через 103 секунд услышан 1 взрыв, в 19.25 наблюдалось погружение транспортом форштевнем в воду и клубы дыма. В действительности атакован остов транспорта «Наталь» (3172 брт.), находящийся на камнях после шторма 7 января 1944 года и ранее дважды атакованный подводными лодками «М-201» 19 января и «М-105» 31 января. Вечером тех же суток пл начала возвращение.

1943 год 11 марта
в 20.00 прибыла в Полярное.

1943 год март
в ходе навигационного ремонта установлен стабилизатор глубины «Спрут».

1943 год 12 апреля
в 23.58 вышла в шестой боевой поход под командованием кап. 3 ранга Лукьянова Ф.И. в район Конгс-фьорда в сектор «В» по плану операции «РВ-3». В ночь на 15 апреля прибыла на позицию.

1943 год с 17 по 19 апреля
штормовала в районе зарядки АБ.

1943 год 18 апреля
днем не смогла атаковать конвой, следовавший в восточном направлении из-за плохой видимости.

1943 год 20 апреля
в 21.48 начала возвращение.

1943 год 21 апреля
в 19.35 обнаружила плавающую мину.

1943 год 22 апреля
в 05.30 прибыла в Полярное.

1944 год с 30 апреля по 1 мая
на пл выполнены демонтажные работы, корпус пл погружен на железнодорожный транспортер.

1944 год 13 мая
отправлена по железной дороге на Черноморский флот.

1944 год 6 июня
прибыла в Поти.

1944 год 6 июня
перечислена в состав отдельного учебного дивизиона подводных лодок Черноморского флота с базированием в Поти.

1949 год 12 января
переклассифицирована в малую подводную лодку.

1953 год 17 августа
выведена из боевого состава ВМФ и переформирована в кабинет боевой подготовки.

1953 год 15 сентября
получила номер «КБП-27».

1955 год 9 июня
перечислена в состав Краснознаменной Каспийской флотилии.

1955 год лето
переведена по внутренним водным системам из Азовского в Каспийское море.

1956 год 27 декабря
переформирована в учебно-тренировочную станцию и получила номер «УТС-32».

1958 год
затонула в Бакинском военном порту из-за неисправности донно-забортной арматуры, но была поднята аварийно-спасательным отрядом.

1960 год 19 сентября
исключена из состава ВМФ в связи со сдачей в ОФИ.

1960 год 26 октября
расформирован экипаж.


За время нахождения в боевом составе ВМФ пл совершила 6 боевых походов, выполнила 3 атаки с выпуском 6 торпед. Подтвержденных побед нет.


командиры:
 

1. Лукьянов Ф.И. (25.08.1942 - ..?..);
2. ..?..

источники:

 

Бережной С.С. «Подводные лодки России и СССР», рукопись;
Дмитриев В.И. «Советское подводное кораблестроение», Военное издательство, Москва, 1990 г.;
Захар В.Р. Ничик Ю.М., «Подводные силы Черноморского флота», изд. «Таврида», Симферополь, 2004 г.;
Козлов И.А., Шломин В.С. «Краснознаменный Северный Флот», Военное издательство, Москва, 1983 г.;
Платонов А.В. «Советские боевые корабли 1941-1945 гг.» ч.3, изд. «Цитадель», СПб, 1998 г.;
Платонова А.В., Лурье В.М. «Командиры советских подводных лодок 1941-1945», изд. «Цитадель», СПб, 1999 г.;
Морозов М.Э. «Подводные лодки ВМФ СССР в Великой Отечественной войне 1941-1945 г.», ч. 3, изд. «Стратегия КМ», Москва, 2005 г.;
Тарас А.Е. «Подводные лодки Второй мировой войны», изд. «Харвест», Минск, 2004 г.;
Широкорад А.Б. «Корабли и катера ВМФ СССР 1939-1945 гг.», изд. «Харвест», Минск, 2002 г.;
Материалы Комнаты боевой славы соединения подводных лодок в гор. Полярном;

Благодарим М. Морозова за предоставленную информацию.
Большая просьба ко всем, кто может что-либо добавить к приведенным данным или внести поправки, свяжитесь с автором по e-mail: atropus2000@mail.ru

главная | справочник | гостевая | почта
main | directory | the guest book | feedback

© 2005 Составитель Илья Курганов и Андрей Николаев. Все права защищены. Воспроизводство страницы полностью или частично в любой форме или виде только с письменного разрешения автора.
© 2005 Design by Ilya S. Kurganov and Andrey S. Nikolaev.  All rights reserved. Reproduction in whole or in part in any form or medium without express written permission of author is prohibited.

Сайт управляется системой uCoz