Б-33
проект 641, заводской номер 792
фотографии
 |
фото:
(слева направо): плб «Б-33»,
плб «Б-8» пр. 641 и «РЗС-324» пр. 613 у пирса в ПМТО Камрань (Вьетнам) дата: 1984 год
(приблизительно)
предоставил: В. Трухин |
|
историческая
справка
1960 год 10 сентября
зачислена в списки кораблей ВМФ.
1961 год 3 февраля
заложена на эллинге ССЗ «Судомех» в гор. Ленинград как большая подводная лодка,
экипаж временно подчинен 39-й обрстремпл ЛенВМБ.
1961 год 27 апреля
спущена на воду.
1961 год 27 ноября
вступила в строй.
1961 год 13 декабря
включена в состав 37-й дпл КБФ с базированием в порту гор. Лиепаи.
1962 год 9 апреля
перечислена в состав 4-й Эскпл СФ с базированием в Екатерининской гавани.
1962 год май (приблизительно)
по внутренним водным путям переведена из гор. Ленинград в гор. Северодвинск для
подготовки к межфлотскому переходу.
1962 год с августа по октябрь
совершила межфлотский переход в составе ЭОН-72 по трассе Севморпути из
Екатерининской гавани в бухту Тарья на Камчатке.
1962 год 20 октября
перечислена в состав 182-й брпл 15-й Эскпл ТОФ с базированием в б. Тарья.
1964 год
выполнила задачи боевой службы.
1965 год
перечислена в состав 8-го однпл 15-й Эскпл КТОФ с базированием в б. Бечевинская.
1971 год 18 июля
перечислена в состав 182-й обрпл 15-й Эскпл КТОФ с прежним местом базирования.
1972 год с 6 октября по 20 сентября 1974 года
на СРЗ-49 в б. Сельдевая прошла средний ремонт, временно подчинена 143-й брремпл
КамВФл ТОФ.
1974 год осень
выполнила задачи боевой службы под командованием кап. 2 ранга Гордеева И.Г., пл
находилась в районе гибели «К-129» проекта 629а.
1986 год (приблизительно)
перечислена в состав 4-й брремпл КТОФ с базированием в б. Золотой Рог.
1987 год 18 февраля
при отработке элементов курсовой задачи в полигоне БП на перископной глубине
произошло возгорание кабельных трасс в результате короткого замыкания нештатного
предохранителя и возгорание отсечного щита № 1 во 2 отсеке, пл всплыла в
надводное положение, через 4 минуты дан ЛОХ во 2-й отсек из 1-го. При выводе
личного состава из 2-го отсека в ЦП тот также был загазован, в результате чего
командир перенес ГКП на мостик. Через 8 минут произошло возгорание на кормовой
переборке 1-го отсека, дан ЛОХ в 1-й отсек. Во избежание взрыва боезапаса,
поскольку отключением батарейных автоматов и подачей ЛОХ в отсеки пожар
локализовать не удалось, командир принял решение затопить 1-й отсек с
одновременной посадкой на мель у о. Аскольд, что и было выполнено в 17.51. Подошедший «ПЖК-515» начал тушить
пожар через торпедопогрузочный люк и эвакуировал 5 человек из 1-го отсека. Пожар полностью потушен после прибытия спасательных сил
в 18.20. В 08.35 20.02 пл снята с мели, начата буксировка в базу, однако
тление в отсеках наблюдалось еще до тех пор, пока не была расшинована АБ в 12.30
21.02. В результате аварии 5 человек
погибло и 15 человек получили отравление окисью углерода различной степени.подробнее >>
1987 год 19 февраля
снята с мели и отбуксирована в б. Золотой Рог для ремонта.
1987 год (приблизительно)
после выполнения восстановительного ремонта выведена из боевого состава,
законсервирована, перечислена в состав 19-й брпл 6-й Эскпл КТОФ и в б. Улисс
поставлена на прикол.
1991 год 3 января
выведена в резерв 2-й категории, проведены оргштатные мероприятия по сокращению
экипажа и начаты работы по разоружению пл перед сдачей на слом.
1991 год 25 января
после проводимых накануне работ по выгрузке торпедного боезапаса и спрямлении пл
продуванием носовой группы ЦГБ, экипаж убыл с пл не приведя в исходное положение
механизмы и не осушив торпедные аппараты. Силами дежурно-вахтенной службы в
соответствии с указанием КБЧ-5 начаты работы по осушению торпедных аппаратов.
Дежурный торпедист, матрос с низкой специальной подготовкой, действуя
бесконтрольно, попытался осушить торпедные аппараты открыванием задних крышек и
сливом воды в трюм, что привело к затоплению 1-го отсека. Попытка осушить 1-й
отсек ГОНом не удалась, продувание носовой группы ЦГБ из-за малого запаса ВВД не
дало требуемого результата, нос пл притопился, вследствие чего оказался в воде и
загорелся кабель питания с берега. Неграмотные действия дежурно-вахтенной службы, а
также прибывших СПК и НШ бригады привели к обесточению пл, покиданию личным
составом в негерметичном состоянии, затоплению других отсеков вместо возможного
своевременного выбрасывания ее задним ходом на берег. НШ бригады организовал
аварийную партию с целью спуститься в пл через кормовой люк и попытаться
герметизировать прочный корпус, пустить водоотливные средства, но дальше 7-го
отсека ей пройти не удалось, в 03.04 пл затонула у пирса на глубине 13 м. с
дифферентом 5 градусов на нос, с креном 18 градусов на левый борт.
1991 год лето
поднята силами АСС КТОФ.
1991 год 24 июня
исключена из состава ВМФ в связи со сдачей в ОФИ для демонтажа и реализации.
1991 год октябрь (приблизительно)
у стенки СРЗ-92 в б. Золотой Рог поставлена на прикол.
.
1999 год (приблизительно)
продана на металл иностранной фирме и отбуксирована в Южную Корею.
Бортовые номера: 879 (..1982..).
командиры:
войсковая часть 09672
1. ..?..
• Ляхов Э.А. (13.06.1972 – 1974);
• Гордеев И.И. (1974 – 1975)
• Иванов С.Н. (1980 – 09.1982);
• Востриков А.И. (1980 – 09.1982);
• Соколов В.Н. (09.1982 – 1984);
• Мотрич А.Д. (1984 – 1987);
• Капустин В.А. (..1988 – 1990);
• Петров С.Н. (1990 – 10.1991).
экипаж подводной лодки
историческая
справка экипажа
1960 год сентябрь
сформирован экипаж.
1991 год 1 октября
расформирован экипаж.
дополнительно:
• Фотоальбом
Б-33
• Описание
проекта 641
источники:
• Бережной С.С.
«Подводные лодки России и СССР», рукопись;
• Газета «Вечерний Мурманск» №
37 от 04.03.2006 г., использованы страницы сайта
http://www.mbnews.ru/
• Захар В.А. «Мартиролог подводных катастроф. 25 января 1991 года»,
альманах «Тайфун», выпуск № 4, СПб, 2002 г.;
• Кузин В.П., Никольский В.И. «Военно-Морской Флот СССР 1945-1991
г.», Историческое морское общество, СПб, 1996 г.;
• Воспоминания ветеранов ВМФ - участников событий.
Благодарим А. Плетнева, В.
Сенькина и В.
Трухина за предоставленные дополнения.
Большая просьба ко всем, кто может что-либо добавить к приведенным данным или
внести поправки, свяжитесь с автором по e-mail:
atropus2000@mail.ru
|