1968 год
в составе ремонтного завода построен и открыт цех ремонта вооружения и
электрооборудования, начато освоение ремонта подводных лодок 2-го поколения.
1968 год февраль
в истории подводного флота Камчатки были события не только торжественные и
радостные. В скорбный мартиролог, в который вписаны моряки, отдавшие жизнь за
Родину в годы Великой Отечественной войны, вносила свои имена другая война – «холодная».
24 февраля 1968 года из Авачинской бухты на боевую службу вышел подводный
ракетоносец «К-129» (проект 629а, командир – кап. 1 ранга Кобзарь В.И.).
Последний сеанс связи с подлодкой был 8 марта. При невыясненных до сих пор
обстоятельствах «К-129» затонула в районе Гавайских островов на глубине 5180
метров в точке с координатами 40 градусов 06 минут северной широты и 179
градусов 57 минут западной долготы. Погибли 98 офицеров, мичманов, старшин и
матросов. Спустя 6 лет американцы пытались поднять ракетоносец, ради чего была
спланирована и проведена грандиозная операция «Дженнифер». Со дна океана
специально построенным судном «Гломар Эксплорер» была поднята часть лодки, из
которой были извлечены останки 6 подводников. Фамилии некоторых удалось
установить: матросы Костюшко, Лохов, Носачев. Останки подводников были погребены
американцами в Тихом океане согласно церемониалу ВМФ СССР, как это себе
представляли американцы. В1993 году весь материал о погребении советских
подводников был передан российской стороне. В 1995 году при проведении торжеств,
посвященных 50-летию окончания Второй Мировой войны, группа кораблей
Тихоокеанского флота (старший в походе начальник штаба ТОФ вице-адм. Фалеев О.М.)
совершила заход в точку гибели экипажа «К-129» и отдала воинские почести
погибшим подводникам. Одна из улиц гарнизона была названа именем командира
«К-129» – В.И. Кобзаря.
1968 год октябрь
в состав соединения с Северного флота прибыли подводные лодки под командованием
капитана 1 ранга Перегудова Ю.А. и капитана 2 ранга Заморева В.И. Поход был
посвящен 50-летию ленинского комсомола.
1970 год
совершив переход из Севастополя на Камчатку, в состав 15-й эскадры вошла
плавбаза «Иван Вахромеев».
Главком ВМФ СССР адмирал флота СССР Горшков С.Г. заложил первый камень в
фундамент гарнизонного Дома офицеров.
В конце 60-х-начале 70-х годов на 15-й эскадре подводных лодок в качестве
почётных гостей побывали:
Маршал Советского Союза Москаленко К.;
Главком ВМФ СССР адмирал флота Советского Союза Горшков С.Г.;
Министр обороны Народной республики Болгария генерал армии Джуров Д.;
писатель Константин Симонов;
чемпион мира по шахматам Анатолий Карпов;
летчики-космонавты В. Терешкова и Е. Хрунов;
народная артистка СССР Людмила Зыкина;
артисты Большого театра СССР и другие известные в стране люди.
1971 год июнь
из состава 15-й эскадры выведена 182-я бригада, получившая статус отдельной с
освоением нового места базирования – бухты Бечевинской. На новое место
базирования перешли 13 подводных лодок различных проектов и плавбаза «Камчатский
комсомолец».
1972 год
8-я дивизия подводных лодок (командир – контр-адм. Громов Б.И.), за высокие
показатели в боевой и политической подготовке награждена памятным юбилейным
знаком «50 лет СССР».
1972 год декабрь
в состав судоремонтных мастерских включена ПМ-40.
1973 год 23 сентября
состоялся митинг, посвященный 40-летию подводных сил Краснознаменного
Тихоокеанского флота. На митинге был открыт памятник «Слава героям-подводникам».
1973 год
1 октября началось, а 20 октября завершилось формирование управления 25 дивизии
подводных лодок в бухте Крашенникова. Первый командир – кап. 1 ранга Авдохин Г.Ф.
Изначально в состав дивизии вошли подводные крейсера проекта 667ау: «К-252»,
«К-258», «К-446» (переведены из состава 8 дивизии подводных лодок), «К-430»,
«К-436», «К-451» и четыре плавучие казармы: «ПКЗ-182», «ПКЗ-2», «ПКЗ-94»,
«ПКЗ-155» для личного состава.
1973 год 23 октября
приказом Министра обороны СССР от 23 октября 1973 года 15-я эскадра подводных
лодок переформирована во 2-ю флотилию атомных подводных лодок. Первый
командующий флотилией назначен контр-адм. Спиридонов Э.Н.
1974 год декабрь
в состав судоремонтных мастерских включена ПМ-135.
1974 год
экипажи подводных лодок «К-201» (проекта 670, командир – кап. 1 ранга Хайтаров
В.Д.) и «К-314» (проекта 671, командир – кап. 1 ранга Гонтарев В.П.) прибыли в
состав флотилии с Северного флота вокруг Африки, совершив 120 суточный
25-тысячемильный переход.
1975 год ноябрь
образован плавучий судоремонтный завод ПРЗ-60. В его состав вошли: головное
судно – ПРЗ-60, плавмастерские ПМ-40 и ПМ-147, плавдок ТПД-55, судоремонтная
мастерская (в/ч 22851).
1976 год 9 апреля
в состав флотилии вошел ракетный крейсер «К-171» (проекта 667б, командир кап. 1
ранга Ломов Э.Д.), после межфлотского перехода с Северного на Тихоокеанский флот
южным морским путём через три океана. Командир корабля кап. 1 ранга Ломов Э.Д. и
командир БЧ-5 кап. 2 ранга Таптунов Ю.И. были удостоены звания Героя Советского
союза.
1976 год
корабельный состав флотилии к 1976 году пополнился атомными подводными лодками
второго поколения проектов 667а, 667б, 670 и 671. Более сложная техника
потребовала постоянного присутствия и контроля за эксплуатацией со стороны
промышленности и конструкторских бюро. В связи с этим было принято решение на
базе ГГН создать бюро гарантийного и авторского надзора (БГАН), пополнив его
постоянным составом ИТР и специалистами. Для нужд БГАН было предоставлено здание,
в котором разместили новое станочное и сворочное оборудование. Первыми
руководителями БГАН стали Лысенко Н.И. и Кузьменко В.А. В состав БГАН вошла
группа специалистов от амурского предприятия «Эра» под руководством Бардо В.А.
1977 год
в состав 10-й дивизии после межфлотского перехода прибыла «К-429» (проекта 670,
командир – кап 1 ранга Козлов В.Т., старший на борту – контр-адм. Чернов Е.Д.)
За успешный подледный переход однореакторной одновальной подлодки командир и
старший на борту удостоены звания Героя Советского Союза, а экипаж награжден
Вымпелом Министра обороны СССР «За Мужество и воинскую доблесть».
1977 год 7 ноября
в торжественной обстановке открыт гарнизонный Дом офицеров.
1978 год
в состав 10-й дивизии после межфлотского подледного перехода вошли «К-212» (проекта
670, командир – кап. 3 ранга Гусев А.А.) и «К-325» (проекта 670, командир – кап.
2 ранга Лушин В.П.). За успешный групповой переход командиры кораблей и старшие
на борту кап. 1 ранга Томко Е.А. и вице-адм. Голосов Р.А. удостоены звания Героя
Советского Союза, а экипажи кораблей награждены вымпелами Министра обороны «За
Мужество и воинскую доблесть».
1979 год апрель
в состав 25-й дивизии с Северного Флота южным морским путём прибыл подводный
крейсер «К-455» (проекта 667бдр, командир – кап. 1 ранга Толстолыткин И.)
|