Большая дизель-электрическая подводная лодка 1 ранга
с ракетным вооружением, является дальнейшим
развитием первых ракетных подводных лодок проекта
АВ611. Вышедшим 26.01.1954 года постановлением
Совета Министров СССР о проведении
проектно-экспериментальных работ с целью
исследования возможности вооружения подводных лодок
с баллистическими ракетами, предусматривалось после
завершения экспериментальных пусков баллистических
ракет и получения необходимых данных для
проектирования, разработать технический проект
ракетной подводной лодки специальной постройки. В
мае 1954 Главное управление кораблестроением ВМФ
выдало ЦКБ № 16 тактико-техническое задание на
разработку технического проекта 629, максимально
унифицированного со строящимися торпедными
подводными лодками проекта 611 и проектировавшимися
подводными лодками проекта 641, причем последний
проект был взят за базовый. Главным конструктором
проекта назначен начальник ЦКБ № 16 Исанин Н.Н.
Эскизное проектирование, выполняемое параллельно с
экспериментальными работами по теме «Волна» –
исследованию возможностей пусков ракет с борта
подводной лодки, показало полную несостоятельность
требований задания на проектирование, в первую
очередь по кораблестроительным элементам, а также по
ракетному комплексу и ряду других
тактико-технических элементов. С такими выводами
согласился главный наблюдающий от ВМФ – офицер
ЦНИИВК кап. 2 ранга Васильев Б.Ф., подписав летом
1955 года материалы завершенного эскизного проекта.
Так, заданная дальность стрельбы ракетами в 250 км
при наличии у берегов противника мощной зоны ПЛО в
300-400 км не позволяла обеспечить подводной лодке
достаточной вероятности успешного выполнения
основной задачи – нанесения ракетного удара по
объектам, расположенным в глубине территории
противника. Более того, разработчиками ракеты
Р-11ФМ, предназначавшейся к вооружению проекта 629,
предъявлялось требование оснастить ракету
специальной головной частью – РДС-4 или РДС-9,
значительно повышающей ударную мощь ракетного
оружия. Но проработки НИИ-88 показали, что получить
дальность в 250 км при сохранении габаритов и массы
ракеты не удастся, а дальность полета ракеты морской
модификации со специальной боевой частью составит
около 150 км, что резко снизит и без того невысокие
оперативно-тактические возможности проектируемой
подводной лодки.
11 января 1956 было утверждено новое
тактико-техническое задание на подводную лодку с
ракетным комплексом Д-2. С целью ускорения ввода в
строй новых лодок, главный конструктор Исанин Н.Н.
предложил проектировать корабль под существующий
ракетный комплекс Д-1, но с запасом на модернизацию
под проектируемый ракетный комплекс.
Корпус
Архитектурный тип – классический двухкорпусный с
кингстонными и бескингстонными ЦГБ. Прочный корпус
из новой высоколегированной корпусной стали АК-25
длиной 76,8 метра, диаметром 5,8 м. и толщиной от 25
до 32 мм выполнялся полностью сварным, за
исключением съемных листов для погрузки
аккумуляторных батарей и механизмов, которые
соединялись с прочным корпусом на шпильках.
Обтекаемая носовая оконечность обеспечивала хорошую
мореходность в надводном положении, кормовая –
удобство размещения винторулевого комплекса. Легкий
корпус имел толщину 4-5 мм., а на протяжении всей
ватерлинии был усилен до 8 мм. в расчете на ледовые
условия.
Архитектура проекта 629 отличалась рядом особенностей: для
понижения центра тяжести и обеспечения положительной
остойчивости при всплытии, прочный корпус был
выполнен в форме «восьмерки». Для размещения
ракетного комплекса был добавлен еще один отсек,
ракетный, длиной 12 метров. За счет отказа от
стеллажного боезапаса и загрузки торпед через
передние крышки ТА, длина прочного корпуса по
отношению к проекту 641 увеличилась всего на 6,7 м.
Прочный корпус разделен водонепроницаемыми
переборками на 8 отсеков. Шпангоуты расположены
снаружи прочного корпуса и изготавливались из
полособульба. Сферические сварные переборки,
рассчитанные на давление 10 кг/см.кв с вогнутой
стороны, образовывали 3 отсека-убежища: 1-й, 3-й и
8-й. Между 6-м и 7-м отсеками устанавливалась
плоская переборочная дверь на 10-ти задрайках
барашкового типа, рассчитанная на 1 кг/см.кв. с
обеих сторон. Для размещения ракетных шахт в средней
части имел форму «восьмерки»: верхнее «кольцо» с
диаметром 5,8 метра, нижнее «кольцо» – 4.8 м., а в
оконечностях – форму усеченных конусов. В районе
ракетного отсека в верхней части прочный корпус был
выполнен из утолщенных листов, а промежутки между
шахтами были усилены толстыми накладными листами.
Боевая рубка была выполнена двухъярусной: в верхнем
ярусе пост командира/вахтенного офицера при плавании
в перископном положении и пост штурмана для работы с
АНП «Лира», в нижнем – тросовые подъемники
перископов. Длинное, высокое и широкое ограждение,
кроме боевой рубки и выдвижных, закрывало также и
верхние части трех ракетных шахт.
1-й отсек – торпедный (жилой); 4 торпедных аппарата калибра 533 мм, койки
личного состава; 2-й отсек – жилой; каюты командира, СПК, ПК, офицерская кают-компания,
4-х местная каюта, рубка гидроакустика, в нижнем ярусе 1-я и 2-я группы
аккумуляторной батареи; 3-й отсек – центральный пост; рубки РТВ, штурманская рубка, НК
«Плутон-629» с АНП «Лира», приборы управления торпедной стрельбой «Ленинград»,
гирокомпас, выдвижные устройства, провизионные камеры; 4-й отсек – ракетный; три шахты с БР, аппаратура КСППО; 5-й отсек – жилой; каюты командира БЧ-5, ЗКПЧ, кают-компания мичманов,
радиорубка, провизионная камера, камбуз, в нижнем ярусе 3-я и 4-я группы
аккумуляторной батареи; 6-й отсек – дизельный; 3 дизеля типа 37Д и 2 дизель-компрессора типа
ДК-2, пост дистанционного управления дизелями отделен от дизельного отсека
шумовой переборкой с дверью на 10-ти задрайках; 7-й отсек – электромоторный; 2 бортовых ГГЭД типа ПГ-101 и 1 средний ГГЭД
типа ПГ-102; 8-й отсек – торпедный (жилой); койки личного состава, кормовой
гирокомпас, насосы гидравлики. Под настилом 1-й палубы - электродвигатель
экономхода ПГ-104, 2 торпедных аппарата калибра 533 мм, без запасных торпед.
Общий вид центрального поста, 3-й отсек, вид в нос.
Вахтенный матрос использует систему
внутрикорабельной связи «Нерпа». («К-79», 1969 г.,
источник:
www.rigapodplav.ru
)
Одноотсечный стандарт обеспечивал непотопляемость пл при затоплении любого
отсека и двух прилегающих к нему ЦГБ..
Спасательные устройства
Отсеки-убежища пл позволяли
эвакуировать личный состав с глубин до 100 метров
самостоятельно и до 120 метров при обеспечении
силами аварийно-спасательных служб. Шахта люка в
центральном посту и люк в 8-м отсеке снабжались
тубусом, который позволял осуществлять выход путем
затопления отсека. Для выхода из затонувшей пл могли
использоваться носовые и кормовые торпедные
аппараты. Первый выходящий подводник толкал перед
собой буй-вьюшку, которая карабином крепилась к
специальной скобе в нише торпедного аппарата. Далее
выходящие держались буйрепа, на котором мусинги
обозначали места остановки для выдержки времени на
декомпрессию. На глубинах менее 12 метров можно было
обходиться без декомпрессии.
Два аварийно-спасательных буя (АСБ) устанавливались в специальных
нишах на носовой и кормовой надстройке, привод
стопора находился на подволоке в 1-м и 8-м отсеках.
Аварийно-спасательные буи имели фонарь и телефон,
через который могла осуществляться связь с отсеком
затонувшей пл. Буйреп кормового АСБ использоваться
как направляющий проводник спасательного колокола,
который мог самостоятельно пристыковываться к
комингс-площадке над спасательным люком 8-го отсека.
В надстройках и в ограждении рубки имелись выгородки арматуры
ЭПРОН, в которых размещались штуцера и клапаны,
позволявшие спасателям-водолазам подавать воздух в
отсеки и на продувание ЦГБ, а также самостоятельно
продувать ЦГБ.
Энергетическая установка
Дизельная установка, расположенная в
5-м отсеке, состояла из 3-х двухтактных
шестицилиндровых нереверсивных дизелей с
прямоточно-клапанной продувкой и ротативной
воздуходувкой типа 37Д производства Коломенского
завода мощностью 2000 л.с. при 500 об./мин.
2 бортовых главных гребных электродвигателя (ГГЭД) типа ПГ-101 –
двухъякорные с поворотными станинами и воздушным
охлаждением, мощностью 1350 л.с. при 420 об./мин.,
вместе со станциями управления располагались в 6-м
отсеке. Воздух, охлаждавший ГГЭД, поступал на
воздухоохладители, и затем сбрасывался в отсек.
Средний ГГЭД типа ПГ-102 мощностью 2700 л.с. при 540
об./мин. ГЭД экономического хода типа ПГ-104
мощностью 140 л.с. при 175 об./мин размещался в 7-м
отсеке под настилом палубы.
Лодки оснащались устройством РДП с поплавковым
клапаном и системой обогрева от обмерзания,
рефрижераторной установкой, кондиционером воздуха и
опреснителем. Удаление выхлопных газов производилось
через стационарную шахту, размещенную в кормовой
части ограждения рубки.
Аккумуляторная батарея из четырех групп по 112 элементов
свинцово-кислотных аккумуляторов типа 46СУ в каждой
размещалась в герметичных аккумуляторных ямах во 2-м
и 4-м отсеках в два яруса. Каждая аккумуляторная яма
оснащалась системой механического перемешивания
электролита.
Линии вала, в зависимости от режима использования средств движения,
разделялись разобщительными шинно-пневматическими
муфтами (ШПМ) между дизелями и ГГЭД, ГГЭД и упорными
подшипниками. При работе дизеля на винт подключались
ШПМ, а ротор ГГЭД или вращался вхолостую, или
работал в генераторном режиме. По сравнению с ранее
применявшимися на подводных лодках муфтами типа
БАМАГ, ШПМ имели явные преимущества, поскольку
допускали значительно большие изломы и смещения
сопрягаемых частей валов, были значительно проще в
монтаже, поскольку допускали сборку на плаву, были
достаточно просты в обслуживании и надежно
обеспечивали звукоизоляцию работающих дизелей. На
средней линии вала находился ГЭД экономического хода
ПГ-104, через полый якорь которого проходил гребной
вал, соединенный с ним при помощи звукоизолирующей
муфты напрямую, без каких-либо передаточных
устройств, что обеспечивало простоту конструкции и
бесшумность работы вала в режиме экономического
хода. Линии вала оснащались 5 лопастными винтами.
Все шумящие механизмы устанавливались на звукоизолирующих
амортизаторах.
Запас топлива размещался в 6-ти внутренних топливных цистернах,
одна из которых была предназначена для хранения
топлива марки ДС для дизель-компрессоров ДК-2, и
7-ми цистернах, расположенных вне прочного корпуса.
Для приема усиленного запаса топлива использовалась
уравнительная цистерна № 2, хотя эта мера и
приводила к неудобствам при управлении подводной
лодкой. Нормальный запас топлива составлял 283
тонны, усиленный – 353 тонны.
Общекорабельные системы
Запас ВВД давлением 200 кг/см.кв.
хранился в 36-ти баллонах, общим объемом ок. 14900
литров, расположенных в надстройке и внутри прочного
корпуса. Пополнение ВВД осуществлялось двумя
дизель-компрессорами типа ДК-2 (копия
дизель-компрессоров немецкой фирмы Junkers),
расположенными в кормовой части 5-го отсека и одним
электрокомпрессором ЭК-15 в 6-м отсеке. Время
пополнения всего запаса сжатого воздуха – 7 час. 32
мин. Для экономии запасов воздуха предусматривалась
продувка части цистерн главного балласта
отработанными газами дизелей или воздухом низкого
давления при работе дизеля в режиме компрессора с
приводом от ГЭД.
Система погружения-всплытия размещалась в междубортном пространстве
и состояла из 10 цистерн главного балласта. Носовая
группа объединяла ЦГБ № 1, 2, 3 и 4, средняя – ЦГБ №
5 и 6, кормовая – ЦГБ № 7,8, 9, Цистерны № 1, 2, 5,
6, 7, 8 были кингстонными, остальные –
безкингстонными, кроме того, ЦГБ № 2, 7 и 8 были
предназначены для приема усиленного запаса топлива.
На всех балластных цистернах, кроме цистерн № 1, 9,
10, перед клапанами вентиляции устанавливались
аварийные захлопки с ручным приводом, которые
открывались в момент приготовления ПЛ к бою и
походу. Для приема нормального запаса топлива
предназначались 6 цистерн внутри ПК и 8 цистерн в
килевой части междубортного пространства.
Израсходованное топливо замещалось забортной водой,
разница по массе – из уравнительной цистерны № 2.
Цистерны маневренного балласта также находились в
междубортном пространстве и включали в себя 2
прочные уравнительные цистерны и три прочные
цистерны замещения веса ракет. На лодках проекта 629
имелась прочная цистерна аварийного замещения (ЦАЗ)
для компенсации отрицательной плавучести в случае
аварийного затопления одной из шахт. Располагалась в
межбортном пространстве и могла быть использована
для приема усиленного запаса топлива.
Для приведения в действие выдвижных устройств, приводов рулей,
захлопок РДП, клапанов вентиляции, кингстонов ЦГБ и
ряда других механизмов, на пл устанавливалась
система гидравлики из четырех насосных станций с
рабочим давлением 100 кг/с.см.кв., рабочее тело –
жидкость ПГВ. На случай выхода из строя
электронасосов предусматривались ручные насосы в
1-м, 3-м и 4-м отсеках.
Дифферентная система использовала бесшумный способ перекачки воды
путем наддува дифферентных цистерн.
На подводной лодке устанавливалась система стабилизации глубины без
хода типа «Спрут», но впоследствии она была заменена
на систему «Мрамор», осуществлявшую стабилизацию
глубины погружения как путем автоматического
управления плавучестью ПЛ, так и путем
автоматического управления горизонтальными рулями.
Запас пресной воды на первых пл серии обеспечивал
всего 40% автономности. Его пополнение
осуществлялось двумя электроопреснительными
установками с последующим обогащением
дистиллированной воды солями жесткости в
фильтре-обогатителе. В дальнейшем запас пресной воды
был увеличен на 2,9 м.куб. за счет использования
размещенной в ограждении рубки прочной шахты
стабилизатора глубины без хода «Спрут».
Для охлаждения воздуха в отсеках и уменьшения его влажности, на пл
устанавливались фреоновые холодильные машины типа
К-5.
В основном общесудовые системы и механизмы по конструкции
существенных отличий от таковых на 641 проекте не
имели.
Торпедное вооружение
Лодки 629 и 629а проектов имели 4
носовых и 2 кормовых торпедных аппарата без
стеллажных торпед калибра 533 мм с системой
воздушной стрельбы ГС-100, обеспечивавшей стрельбу
до глубины 100 м. В носовые и кормовые аппараты со
стороны передней крышки загружались
противокорабельные и противолодочные торпеды
(53-65К, САЭТ-60М). Для подготовки данных при
выполнении торпедной стрельбы использовался комплект
приборов управления торпедной стрельбой (ПУТС)
«Ленинград-629».
Ракетное вооружение
После серии успешных пусков, с ноября
1959 года по август 1960 года, с борта Б-92, 13
октября 1960 года Р-13 была принята на вооружение.
Стрельба ракетами Р-11ФМ, как и Р-13, могла быть
выполнена только из надводного положения, что делало
корабли проекта 629 уязвимыми и зависимыми от
различных условий.
Комплект навигационного оборудования
включал в себя: НК «Плутон-629» с АНП «Лира», лаг
ГОМ-23, эхолот НЭЛ-4. Подлодки были оснащены
зенитными перископами ПЗНГ с датчиками ДКУ-7, и
командирскими ПАНО-1 с датчиками ДКУ-5. Конструкция
перископа позволяла изменять высоту его подъема,
оставляя положение окуляра постоянным по высоте, и
производить круговой обзор, находясь на специальной
площадке, вращавшейся вместе с перископом при помощи
гидропривода.
Гидроакустическое вооружение
Включало в себя гидролокационную
станцию «Арктика-М» и шумопеленгаторную станцию
МГ-10, станцию ЗПС МГ-15 «Свияга», станцию «Береста»
для определения скорости звука в воде.
Радиотехническое вооружение и связь
Радиолокационное оборудование:
радиопеленгатор РЛС общего назначения «Флаг»,
радиолокационный ответчик опознавания «Хром-К», РЛС
обнаружения радиолокационных сигналов «Накат». Связь
обеспечивалась: коротковолновыми передатчиками
Р-641, Р-647, Р-670, всеволновым радиопередатчиком
Р-673 и ультракоротковолновым приемопередатчиком
«Рейд-И», радиотрансляционная установка МКТУ-Ш и
радиостанция дальней связи «Ива-МВ» с
подъемно-мачтовым устройством К-650У, расположенным
на кормовой надстройке вдоль правого борта.
Обитаемость
Экипаж состоял из 83 человек, из них 15 офицеров, 68 старшин и
матросов. Изначально штатное расписание предусматривало наличие двух командиров
(моторной и электротехнической) групп в БЧ-5, однако с 1982. должность КЭТГ была
упразднена. Так же на некоторых пл в штате была офицерская должность командира
группы ОСНАЗ, который по мере необходимости прикомандировывался на другие пл,
например, на выполнение БС (на остальных пл это была старшинская должность). Для
размещения офицерского состава имелись каюты командира, старпома, помощника,
замполита 4-хместная офицерская каюта во 2 отсеке по левому борту, 2х местная
каюта офицеров на верхней палубе 4 отсека. Для размещения мичманского состава
служила 4-х местная каюта в 5 отсеке по левому борту (она же служила
кают-компанией мичманов). Для размещения личного состава были предусмотрены
койки в 1,4,6 и 8 отсеках. Регенерация воздуха осуществлялась химическими
регенеративными установками РДУ-2, запас регенеративных пластин позволял
находиться в подводном положении до 600 часов. Автономность по запасам провизии
и топлива у проекта 629 ограничивалась 70 сутками, но фактически имелась
возможность и более длительного нахождения в море.
Строительство проекта
Серия из 23 единиц была принята в
строительство на судостроительном заводе № 402 в г.
Северодвинске (головная Б-92) и на судостроительном
заводе № 199 в г. Комсомольске-на-Амуре (головная на
ТОФ – Б-93). Темп строительства был таков, что уже в
конце 1958 года оба корабля были представлены на
испытания, и одновременно началось строительство
серийных пл. До принятия на вооружение
баллистических ракет Р-13 первые пл были оснащены
ракетами Р-11ФМ. После того, как 24.02.1962 был
успешно произведен первый пуск ракеты Р-21 комплекса
Д-4 из подводного положения с борта К-142 проекта
629б (специально построенной для испытаний новой
ракетной техники), в июле 1962 было принято решение
модернизировать лодки проекта 629 под ракетный
комплекс Д-4, с подводным стартом и дальностью
стрельбы до 1400 км. В ходе модернизации было
запланировано установить новые шахты, в 4 отсеке
установить цистерны замещения ракет (для удержания
пл на заданной глубине в момент стрельбы). С 1964
года по 1972 год 14 кораблей были модернизированы по
проекта 629а, из них 8 на СРЗ «Звездочка» (в
кооперации с Северным машиностроительным
предприятием) и 6 на судостроительном заводе
«Дальзавод» (в кооперации с судостроительным заводом
№ 199 им. Ленинского Комсомола).
Эксплуатация проекта
Подводные лодки 629 проекта
эксплуатировались на всех флотах, выполняя дальние
океанские походы и боевые службы. После постройки 16
лодок базировалось на СФ, 7 – на ТОФ. Осенью 1968
года К-36 и К-91 в составе ЭОН-78 перешли на ТОФ, в
1971 перешла К-61, в 1973 – К-83 и К-107, и в 1974 –
К-113. Осенью 1976 года с СФ на БФ была
перебазирована 16 дивизия пл проекта 629а в
количестве 6 единиц. Осенью 1978 с СФ на ЧФ была
передана БС-153 проекта 619 (бывшая К-153). По мере
устаревания и вывода из боевого состава ВМФ лодки
утилизировались, или были проданы за рубеж для
дальнейшей разделки на металл. На БФ пять кораблей
серии из состава 16 дивизии (Б-142, Б-79, Б-183,
Б-96, Б-372) были оставлены в Лиепае при выводе сил
флота и проданы немецкой фирме, затем затонули в
результате разграбления, но летом-осенью 1997 года
были подняты, разделаны на секции и отправлены на
переплавку.
тактико-технические характеристики проекта 629
наименование
характеристики
головной заказ
водоизмещение
надводное стандартное (тонн):
2458
надводное нормальное (тонн):
2854
надводное с усиленным запасом топлива
(тонн):
3092
подводное (тонн):
3609
кораблестроительные элементы
длина наибольшая (м.):
98,9
непроницаемого корпуса (м.):
86,7
прочного корпуса (м.):
77,3
высота от миделя до крыши рубки (м.):
18,8
ширина прочного корпуса наибольшая (м.):
5,8
ширина корпуса наибольшая (м.):
8,2
ширина по стабилизаторам (м.):
10
осадка средняя для нормального
водоизмещения (м.):
5,47
осадка наибольшая в районе 4 отсека (м.):
8,03
запас плавучести от нормального
водоизмещения (%):
26,4
время погружения из крейсерского в
подводное положение с заполненной ЦБП (сек.):
65
глубина
погружения
перископная (м.):
13,5
рабочая (м.):
260
предельная (м.):
300
скорость
хода
надводная полная (узл.):
14
надводная полная с усиленным запасом
топлива (узл.):
13,78
надводная экономическая под двумя
бортовыми дизелями (узл.):
8,61
подводная полная (узл.):
12,16
подводная под ГЭД экономхода (узл.):
1,94
подводная под РДП максимальная (узл.):
8,46
дальность
плавания
надводная полным ходом (мили):
4750
надводная экономическая под двумя
бортовыми дизелями (мили):
16650
надводная полным ходом с усиленным запасом
топлива (мили):
7100
надводная экономическая под двумя
бортовыми дизелями с усиленным запасом топлива (мили):
24800
подводная полным ходом (мили):
12,35
под РДП экономическим ходом со скоростью 7
узл. при усиленном запасе топлива (мили):
12400
подводная под ГЭД экономхода со скоростью
2 узл. (мили):
264
обитаемость
автономность по запасам
(сут.):
70
время непрерывного
пребывания под водой с использованием регенерации (час.):
600
запас питьевой воды (тонн):
16
экипаж, общая численность
(чел.):
83
экипаж, в т.ч. офицеров
(чел.):
15
вооружение
баллистические ракеты
(шт.):
3
533-мм носовые торпедные
аппараты (шт.):
4
533-мм кормовые торпедные
аппараты (шт.):
2
общий запас торпед (ед.):
6
наибольшая глубина стрельбы
(м.):
80
энергоустановка
дизели 37Д (шт. х л.с.):
3 х 2000
бортовой электродвигатель
ПГ-101 (ед. х л.с.):
2 х 1350
средний электродвигатель
ПГ-102 (ед. х л.с.):
1 х 2700
электродвигатель экономхода
ПГ-104 (ед. х л.с.):
1 х 140
количество гребных валов
(ед.):
3
количество групп АБ типа
46СУ и число элементов (ед.):
4 по 112
запас дизельного топлива
нормальный (тонн):
370
запас дизельного топлива
усиленный (тонн):
563
модификации проекта
Модернизации серии с изменением номера проекта
(краткое описание)
В разное время были реализованы следующие
модификации проекта: 629б –
для испытания ракетного комплекса Д-4; 629а –
перевооружение под ракетный комплекс Д-4; 601 –
перевооружение под ракетный комплекс Д-9; 605 –
перевооружение под ракетный комплекс Д-5К; 629р –
подводный ретранслятор; 619 –
для испытания ракетного комплекса Д-19.
031G – экспортная модификация
проекта, достраивавшаяся в Китае.
Нереализованные модернизации серии (краткое
описание)
629м
– оснащение малогабаритной АЭУ. В629 –
переоборудование под ракетный комплекс Д-5 с БР
Р-15. 629Д-6 – переоборудование под ракетный
комплекс Д-6. 629Д-7 – переоборудование под
ракетный комплекс Д-7.
В 1960 году был разработан технорабочий проект 629б
для испытаний ракетного комплекса Д-4 с подводным
стартом – ракета Р-21. 16-й корабль проекта 629 – К-142, строившийся на Северном машиностроительном
предприятии в Северодвинске, достраивался по проекту
629б. Архитектура корабля почти не отличалась от
серийных, незначительные изменения коснулись лишь
ракетных шахт.
Ракетное вооружение
Значительное упрощение конструкции
пусковой установки СМ-87, в которой не было
подъемного стартового стола с механизмами подъема и
поворота, как на подводных лодках 629 проекта, даже
не смотря на увеличение диаметра новой ракеты,
позволило уменьшить внутренний диаметр ракетной
шахты до 2150 мм, а высоту - с 16035 мм до 15536 мм,
что, в свою очередь, позволило уменьшить внутренний
диаметр и высоту прочных стаканов для крепления шахт
в прочном корпусе.
В июле 1962 года было принято решение
модернизировать лодки проекта 629 по проекту 629а
под ракетный комплекс Д-4 (ракета Р-21) с подводным
стартом и дальностью стрельбы до 1400 км.
Технический проект 629а, представленный ГУК ВМФ в
1963 году, предусматривал установку трех новых
стаканов под ракетные шахты и самих шахт (с ПУ
СМ-87-1 для ракет Р-21 вместо Р-13), прочных цистерн
замещения ракетного оружия, замену верхней части
прочного корпуса на всем протяжении 4 отсека,
установку нового НК «Сигма-629А» с АНП «Сегмент-8»
(вместо НК «Плутон-629» с АНП «Лира»), замену АБ
типа 46СУ на более энергоемкую 48СМ с СВО и МПЭ,
монтаж станций МГ-17, МГ-23, ГИ-102, ГИ-114 и и
антенно-фидерных устройств К-650У «Ива-У», К-651,
установку новых газоанализаторов ТП116М, замену РЛС
«Флаг» на РЛК-101 «Альбатрос», и т.д. Первыми
кораблями, вставшими на переоборудование, были К-88
(на СФ) и К-129 (ТОФ). Переоборудование по проекту
629а было выполнено: на Севере (8 кораблей) - на СРЗ
«Звездочка» в кооперации с Северным
машиностроительным предприятием (г. Северодвинск),
на Дальнем Востоке (6 кораблей) – на ССЗ «Дальзавод»
(г. Владивосток) в кооперации с ССЗ № 199 им.
Ленинского Комсомола (г. Комсомольск-на-Амуре), в
период с 1964 по 1972 год.
Корпус
На некоторых пл в ходе модернизации по проекта 629а
устанавливались ВБАУ «Касатка» (только Б-96) над 5
отсеком, или ВБАУ «Параван» (Б-93, Б-163, Б-88) над
7 отсеком, предназначенные для приема сигналов
боевого управления при нахождении пл на безопасной
глубине. Подводные лодки К-110 (СФ) и К-136 (ТОФ),
не проходившие модернизацию по проекта 629а, в 1973
году были переоборудованы для целей разведки.
В период модернизации по проекту 629а производилась
установка унифицированных аварийно-спасательных
устройств: уширенных комингс-площадок, выгородок
АСУ, носового АСБ с РССУ-1, аварийной станции
МГС-29, и т.д.
Спасательные устройства на носовой надстройке
корпуса «Б-93» проекта 629а: открытая выгородка
ЭПРОН, аварийно-спасательный люк с
комингс-площадкой, штоковое устройство ШУ-200 и АСБ.
(05.1991 г., фото: В. Данилец)
«К-96» проекта 629а на параде кораблей в Кольском
заливе. (23.02.1974 г., предоставил: И. Поздняков)
«Б-142» проекта 629а форсирует противолодочный рубеж
в проливной зоне. (1980 г., источник:
www.forums.airbase.ru
)
Ракетное вооружение
Ракеты Р-21 загружались на лодку в
«сухом» состоянии, компоненты подавались в них с
началом предстартовой подготовки (выгрузка и
техническое обслуживание производились по истечении
3 месяцев). Стрельба выполнялась с глубины 50 м., на
скорости до 4 узлов, при волнении до 5 баллов.
Вид
на открытые ракетные шахты. В шахте № 3 загружена
учебно-действующая ракета. («Б-91», 1979 г.,
источник:
www.forums.airbase.ru
)
Торпедное вооружение
Общий запас торпед по сравнению с
проектом 629 оставался прежним, но после установки
системы воздушной стрельбы ГС-100 глубина стрельбы
возросла до 100 м.
Погрузка торпедного боезапаса в носовые торпедные
аппараты. (... г., фото: ... )
«Б-99», «Б-126» проекта 629а и «БС-183» проекта 629р
у пирса в б. Конюшкова зал. Стрелок. (03.1981 г.,
фото: В. Анькова)
Корпуса «Б-106» проекта 629а и «БС-183» проекта 629р
на корабельном кладбище в б. Труда о. Русский.
(приблизительно 1993 г., источник:
www.forums.airbase.ru
)
Параллельно проекту 605 был разработан проект 601 –
переоборудование пл проекта 629 для размещения 6
ракет Р-29 комплекса Д-9 (на РПК СН проекта 667Б).
Для переоборудования была предназначена К-118
проекта 629, которая прибыла на СРЗ «Звездочка» в
октябре 1968 года. По проекту 601 предполагалось:
- врезка в прочный корпус пл нового блока (часть 2,
3, 3бис, 4, 4 бис и часть 5 отсека) для размещения 6
ракет с КС ППО, РЭС «Самум», абсолютного лага ЛА-1,
НК «Мост-601-У», ВБАУ «Зубатка»;
- замена АБ на более емкую.
Модернизация
Новый блок, аналогично проекту 605, был
изготовлен на «Севмашпредприятии» и состыкован с
К-118 на «Звездочке». 28 декабря 1977 года Б-118
была сдана ВМФ.
Корпус «БС-118» в акватории СРЗ № 35 «Севморпуть».
(2004 г., источник:
www.forums.airbase.ru
)
31 декабря 1967 года ЦКБ № 16 получило задание на
проработку проекта 605 – переоборудование пл проекта
629 для размещения ракет Р-27К (противокорабельный
вариант Р-27) комплекса Д-5, предназначенных для
поражения движущихся целей. 11 октября 1968 года
проект был представлен в Москву, для
переоборудования была предназначена К-102 проекта
629, которая прибыла на СРЗ «Звездочка» в ноябре
1968 года. По проекту 605 предполагалось :
- врезка в прочный корпус пл нового блока для
размещения 4 ракет, аппаратуры «Рекорд-2», системы
целеуказания «Касатка-Б» с двумя антенными постами и
ВБАУ «Зубатка»;
- установка НК «Сигма» без АНП «Сегмент».
Модернизация
Новый блок прочного корпуса, удлиненного на 12,5
м., был изготовлен на «Севмашпредприятии» и
состыкован с К-102 на «Звездочке». Затянувшиеся
испытания закончились лишь 15 августа 1975 года,
когда пл была принята в состав ВМФ.
В конце 1971 года ЦКБ № 16 получило заказ на
выполнение проекта переоборудования пл проекта 629
под корабль связи, обеспечивающий возможность
надежной связи командования флота с НК и пл в любой
точке Мирового океана. В марте 1973 проект был
выполнен, 31 августа 1973 года – подписан. В
соответствии с ним предусматривались:
- полный демонтаж ракетного комплекса;
- демонтаж кормовых ТА;
- демонтаж средств связи и НК «Плутон-629».
Радиотехническое вооружение и связь
На освободившихся площадях должны были быть
размещены более 50 комплектов новой аппаратуры
связи, 12 антенно-фидерных устройств, новый НК
«Мост-У», ГАС МГ-10М и МГ-200 (вместо «Арктики»),
приставки ГАС ГВ-10 и ГВ-13. Для обеспечения
бесперебойной одновременной работы средств связи
(системы «Океан» и «Глобус») на прием и передачу,
приемные и передающие антенны были разнесены по
длине корпуса на 40 м., а над 8 отсеком установлена
дополнительная прочная рубка с обтекателем (для
антенн «Ива-4» и К-650У).
Модернизация
28.12.73 директивой ГШ ВМФ к переоборудованию в
ПЛ-ретрансляторы были предназначены 4 пл проекта
629: К-61, К-83, К-107 и К-113. Переоборудование
проводилось на судостроительном заводе «Дальзавод»,
для чего осенью 1971 по Севморпути с СФ на ТОФ
прибыла К-61, в 1973 – К-83 и К-107, в 1974 – К-113.
30 декабря 1976 года ВМФ принял от промышленности
первую пл проекта 629р – БС-167 (бывшая К-61). 30
декабря 1977 года флоту была сдана БС-107 (бывшая
К-107), а 30 июня 1978 года – БС-83 (бывшая К-83).
Переоборудование последней, К-113, в 1975 году было
отменено, корабль был поставлен на длительный
отстой, превращен в плавучий ЗИП, а затем списан.
«БС-167 в период ходовых испытаний. (11.1976 г.,
предоставил: О. Алексеев)
В 1973 ЦКБ МТ «Рубин» получило заказ на разработку
проекта 619 - переоборудование пл проекта 629 в
экспериментальную пл для испытаний твердотопливных
ракет РСМ-52 ракетного комплекса Д-19 на ТРПКСН
проекта 941.
Модернизация
Для переоборудования была предназначена К-153
проекта 629, которая прибыла на «Севмашпредприятие»
осенью 1975 года. В ходе переоборудования на корабле
была оставлена 1 ракетная шахта. БС-153 была сдана
ВМФ в июле 1978 года и перебазирована на ЧФ для
проведения испытаний.
«БС-153» проекта 619 возвращается с испытательного
выхода. (1985 г., предоставил: В. Костриченко)
Приказом председателя Госкомитета по судостроению
№ 0017 от 31.01.1959 г., изданным в соответствии с
постановлением Совета Министров СССР № 61-25 от
09.01.1959 г., ЦКБ-16 было предписано начать
разработку техдокументации в экспортном варианте. В
соответствии с этим, специалисты бюро выдали
контрагентам задания на изготовление подлинников
документации, а также ведомости заказа материалов,
оборудования и вооружения по всем комплектующим
изделиям. В сентябре 1959 года комплект документации
был отправлен в Китай. В декабре 1959 года группа
советских специалистов ЦКБ-16 и других предприятий
промышленности прибыла в Пекин в распоряжение
старшего советника посольства СССР по судостроению
Чиликина Б.Г. и после инструктажа была направлена в
Шанхайский ЦНИИ судостроения, где до августа 1960
года осуществляла помощь китайским специалистам в
освоении полученной документации и подготовке
национальных кадров. В связи с изменением в
дипломатических отношений между двумя странами,
советская помощь Китаю была прекращена, а все
специалисты отозваны на родину.
Проект 031G достраивался по лицензии в Даляне с
ракетным комплексом Д-1. Подводная лодка зав. № 138
– 10.1959 – заложена на судостроительном заводе №
199 в г. Комсомольске-на-Амуре. 08.1960 – спущена на
воду и отбуксирована для достройки в п. Далянь. Для
достройки использовались механизмы и оборудование с
Б-113 проекта 629, строившейся на судостроительном
заводе № 199 в г. Комсомольске-на-Амуре. 1961 –
вступила в строй в ВМС КНР. Головная подводная лодка
собственной постройки – 12.1959 – заложена на
судостроительном заводе «Далянь» в г. Далянь
(Китай). При постройке были использованы механизмы и
оборудование с разукомплектованной в срочном порядке
советской Б-46 проекта 629. 1964 – вступила в строй
в ВМС КНР.
Модернизация
1974 г. – демонтирована третья ракетная шахта, две
оставшиеся переоборудованы под опытные
баллистические ракеты JL–1 китайской разработки.
10.10.1982 г. – состоялся первый успешный пуск
ракеты. 21.01.1983 г. – по косвенным данным, одна из
подводных лодок проекта 031G находилась в море на
испытаниях ракетного оружия с группой разработчиков
ракетного комплекса на борту. В подводном положении
была протаранена советской атомной ПЛ К-10 пр. 675
из состава 29-й дпл 4-й Флпл КТОФ (командир кап. 1
р. Медведев В.Н.), выполнявшей межбазовый переход в
б. Павловского из ПМТО Камрань. В результате
китайская подводная лодка погибла со всем экипажем.
Эксплуатация
В настоящее время в составе ВМС Китая находится одна
подводная лодка проекта 031G, использующаяся для
испытания перспективных ракетных комплексов.
Китайская подводная лодка проекта 031G выходит на
испытательный выход из порта Циндао. (2011 г.,
источник:
www.forums.airbase.ru)
примечания:
* – указаны характеристики, отличные от базового
проекта.
• Бережной С.С. «Подводные лодки
России и СССР», рукопись;
• Бережной С.С. Спирихин С.А. «Надводные
корабли и подводные лодки постройки завода № 402 -
СМП - в ВМФ СССР. 1944 - 1966 гг.», справочник, изд.
СМП, Северодвинск, 2000 г.;
• Богомазов К.Я. «Подводники из Гаджиево»,
сборник биографических очерков, изд. ФГУП СПБМ
«Малахит», СПб, 2005 г.;
• Жарков В.И. «Подводная лодка проекта
629», альманах «Тайфун», выпуск № 3, СПб, 2002 г.;
• Запольский А.А. «Стратегическим
ракетоносцам – быть!», альманах «Подводное
кораблестроение. Прошлое, настоящее, будущее»,
выпуск № 11, изд. СПМБМ «Малахит», СПб, 1998 г.;
• Караваев Б.А. «К-107: первая автономка»,
альманах «Тайфун» выпуск № 2, СПб, 2002 г.;
• Касатонов В.А. «Флот выходит в океан»,
изд. «Астра-Люкс», СПб, 1995 г.
• Кузин В.П., Никольский В.И.
«Военно-Морской Флот СССР 1945-1991 г.»,
историческое морское общество, СПб, 1996 г.;
• Лебедько В.Г. «Верность долгу»,
историко-хроникальное повествование, изд.
«Развитие», СПб, 2005 г.;
• Самко Ю.Г. «ВМФ России в Прибалтике»,
альманах «Тайфун», выпуск № 3, СПб, 1998 г;
• Широкорад А.Б. «Советские подводные
лодки послевоенной постройки», изд. «Арсенал пресс»,
Москва, 1997 г.;
2002 г.;
• Воспоминания ветеранов ВМФ -
участников событий.
Благодарим П. Павлова за предоставленные дополнения.
Большая просьба ко всем, кто может что-либо добавить
к приведенным данным или внести поправки, свяжитесь
с автором по e-mail:
atropus2000@mail.ru