проект 641б «Сом»
 


изображение проекта

 


состав серии
Завод Заводской
номер
Тактический
номер
Наименование Дата
закладки
Примечание
1 КС 101 Б-443 17.09.71
2 КС 102 Б-474 27.07.73
3 КС 103 Б-437 Магнитогорский комсомолец 04.12.73
4 КС 104 Б-498 23.10.74
5 КС 105 Б-515 30.03.75
6 КС 111 Б-519 04.12.75
7 КС 112 Б-290 05.08.76
8 КС 113 Б-303 05.12.76
9 КС 114 Б-146 Комсомолец Казахстана 05.09.77
10 КС 115 Б-546 08.02.78
11 КС 121 Б-30 17.10.78
12 КС 122 Б-215 27.01.79
13 КС 123 Б-396 Новосибирский комсомолец 31.08.79
14 КС 124 Б-307 07.03.80
15 КС 125 Б-319 Комсомолец Чувашии 25.02.80
16 КС 131 Б-225 08.01.81
17 КС 132 Б-312 10.09.81
18 КС 133 Б-380 Горьковский комсомолец 15.10.81


история проектирования


Подводная лодка проектировалась как дальнейшее развитие проекта 641 в ЦКБ МТ «Рубин». Главный конструктор - Дерибин З.А., главный наблюдающий от ВМФ - кап. 2 ранга  Маршев В.А., впоследствии - кап. 2 ранга Коцюбин И.А.
По действующей классификации отнесена к большим подводным лодкам и предназначалась для борьбы с надводными кораблями и судами противника при действиях на океанских и морских коммуникациях. Условно относится к второму поколению послевоенных подводных лодок.

корпус:

Лодка спроектирована по классической двухкорпусной схеме и одноотсечному стандарту надводной непотопляемости. Развитая носовая надстройка имеет возвышение в носовой оконечности для размещения антенны нового ГАК и обеспечивает улучшенные мореходные качества в надводном положении. Кормовая оконечность ожевального типа. Внешние обводы корпуса более приспособлены к плаванию в подводном положении, нежели в надводном. Цилиндрический прочный корпус с оконечностями в виде усеченных конусов изготовлен из стали толщиной 22-35 мм и делится прочными переборками на семь отсеков. Главный балласт размещается в десяти цистернах, значительная часть которых оборудована кингстонами для использования в качестве топливно-балластных. Носовые горизонтальные рули заваливаются в ниши легкого корпуса и закрываются щитами.

энергетическая установка:

Проект создавался с использованием уже отработанного и освоенного промышленностью энергетического оборудования. Энергоустановка выполнена трехвальной по аналогичной с проектом 641 схеме - с дизелями и электромоторами на одной линии вала, разделяющиеся посредством шинно-пневматической муфты. Вместе с тем на подлодке применена автоматизация управления энергоустановкой и общекорабельными системами. На пл внедрены средства и мероприятия по акустической защите: противогидролокационное покрытие легкого корпуса, звукоизолирующие покрытия фундаментов механизмов и пр. Также ЭУ отличается от 641 проекта аккумуляторными батареями повышенной емкости.

торпедное вооружение:

Лодка имела только носовые торпедные аппараты в количестве 6 штук, увеличенный торпедный боезапас, устройство быстрого заряжания и автоматическую систему управления торпедной стрельбой «Ленинград-641Б».

радиоэлектронное и штурманское вооружение:

Главное отличие проекта от предшественника - использование нового радиотехнического вооружения. Впервые для дизельных лодок в отечественном ВМФ установлен БИУС МВУ-110М «Узел». На проекте установлен навигационный комплекс «Мост-641Б», радиолокационный комплекс МРК-50 «Каскад», гидроакустический комплекс МГК-400 «Рубикон», система обнаружения радиолокационных сигналов МРП-25, командирский перископ ПК-8,5, навигационный перископ ПЗНГ-8М. Часть радиотехнического вооружения модернизировалось в процессе заводских ремонтов. Две подводные лодки («Б-396» и «Б-437») были оснащены ГПБА «Пеламида».

обитаемость:

По сравнению с проектом 641 значительно улучшены условия обитаемости экипажа. Весь личный состав корабля обеспечен постоянными спальными местами - офицерский и старшинский состав размещен в каютах, рядовой - в кубриках. Для вентиляции и кондиционирования воздуха применены новые кондиционеры.


строительство серии


В период с 1973 года по 1982 год промышленность передала в состав ВМФ 18 подводных лодок данного проекта. Все они были построены на судостроительном заводе «Красное Сормово» в гор. Горьком. После спуска на воду лодки в транспортных доках по внутренним водным путям переводили на сдаточную базу завода в гор. Севастополь для прохождения ходовых испытаний. В дальнейшем все лодки за исключением «Б-380» были переведены на Балтийский или Северный флот. Имелись планы перевода лодок 641б проекта на Тихоокеанский флот, но им не суждено было сбыться.


тактико-технические характеристики
наименование характеристики проектные значения

водоизмещение

надводное (тонн):

2770

подводное (тонн):

3600

кораблестроительные элементы

длина наибольшая (м.):

92

ширина корпуса наибольшая (м.):

8,6

осадка средняя для нормального водоизмещения (м.):

5,7

запас плавучести (%):

26,2

глубина погружения (м.):

5,7

глубина погружения

рабочая (м.):

240

предельная (м.):

300

скорость хода

надводная (узл.):

13,0

подводная (узл.):

15,0

дальность плавания

подводная при 2,5 узл. (мили):

450

подводная под РДП при 7 узл. (мили):

14000

обитаемость

автономность по запасам (сут.):

80

экипаж, общая численность (чел.)

78

экипаж, в т.ч. офицеров (чел.)

17

торпедное вооружение

533-мм торпедные аппараты (шт.):

6

общий запас торпед (ед.)

24


дополнительно:

Фотоархив проекта 641б «Сом»


источники:

Бережной С.С. «Подводные лодки России и СССР», рукопись;

Буров В.Н. «История отечественного кораблестроения», изд. Судостроение, СПб, 1995 г.;

Воспоминания ветеранов ВМФ - участников событий.

Большая просьба ко всем, кто может что-либо добавить к приведенным данным или внести поправки, свяжитесь с автором по e-mail: atropus2000@mail.ru


главная | справочник | гостевая
main | directory | the guest book


© 2008 Составитель Илья Курганов и Андрей Николаев. Все права защищены. Воспроизводство страницы полностью или частично в любой форме или виде только с письменного разрешения автора.
© 2008 Design by Ilya S. Kurganov and Andrey S. Nikolaev. All rights reserved. Reproduction in whole or in part in any form or medium without express written permission of author is prohibited.

© 2000 сайт «Русский Подплав» www.submarines.narod.ru


Рейтинг@Mail.ru   Rambler's Top100   HotLog   Проголосуй за Рейтинг Военных Сайтов!

 
Сайт управляется системой uCoz