историческая справка
1937 год 16 ноября заложена на эллинге ССЗ № 198 им. А. Марти в гор. Николаеве;
1939 год 30 мая спущена на воду;
1940 год 18 ноября вступила в строй;
1940 год 22 декабря подняв Военно-морской флаг, вошла в состав ЧФ, зачислена в состав 1 бригады пл;
1941 год 5 февраля в связи с введением приказом Командующего ЧФ № 0016 от 10.02.1941 г. новой организации подводных сил, перечислена в состав 2 дивизиона 1 бригады пл ЧФ с местом базирования в Севастополе.;
1941 год с 11 по 19 июня принимала участие в маневрах флота;
1941 год 22 июня по уровню боеготовности находилась во 2 линии;
1941 год 6 июля в 16.00 вышла в первый боевой поход под командованием кап. л-та Алексеева Б.А. в район мыса Шаблер на позицию № 4, в границе которого прибыла 8 июля, но задержана приказом командира 1 бригады пл в районе зарядки АБ;
1941 год 10 июля в 02.40 при отходе от берега на дистанции 2 – 3 каб. в темной части горизонта обнаружила пл, дала световые опознавательные сигналы и выполнила срочное погружение. Командир развернул пл на обратный курс и проследовал им 20 мин. После возвращения в базу начальник штаба 1 бпл, ознакомившись с донесением об этом случае, сделал заключение, что по времени и месту это, возможно, была «Щ-206». По румынским данным, это была пл «Дельфинул», которая вечером 10 июля вышла для действий у берегов Крыма и после прохода своих минных заграждений заметила световые сигналы с «С-33», но саму лодку не обнаружила. Произведя срочное погружение, «Дельфинул» продолжила следовать по плану;
1941 год 12 июля в ночь на 13 июля заняла позицию № 4. В дальнейшем встреч с кораблями противника не имела;
1941 год 22 июля покинула позицию и в 19.45 23 июля прибыла в Севастополь;
1941 год 27 августа в 14.24 вышла во второй боевой поход в район мыса Зейтин-бурну на позицию № 14, которую заняла 29 августа;
1941 год 31 августа не смогла атаковать конвой из-за большой дистанции;
1941 год 4 сентября в 08.40 произвела торпедную атаку конвоя в составе 1 транспорта 1 сторожевого катера южнее Бургаса из подводного положения 1 торпедой с дистанции 6 каб., промах. Зарубежных данных нет, возможно атакованы германский транспорт «Корделия» и венгерский транспорт «Сегед». В 09.00 пл безрезультатно выпустила еще одну торпеду по той же цели с дистанции 7 каб. Возможно, торпеды с установкой глубины хода 2 метра прошли под целью. Преследования не было;
1941 год 9 сентября в 20.30 начала возвращение в Севастополь, куда прибыла в 13.12 11 сентября;
1941 год 11 октября в 13.00 вышла в третий боевой поход район мыса Шаблер на позицию № 20;
1941 год 14 октября вечером наблюдала силуэты 2 кораблей ПЛО;
1941 год 15 октября днем при попытке сблизится с группой румынских МЗ типа «Мурджеску» обнаружена и контратакована миноносцами «Сборул» и болгарскими самолетами типа Letov S-328, сбросившими 3 глб. Вторая попытка атаковать «Мурджеску», ЭМ «Реджина Фердинанд» и «Марасешти» сорвалась из-за мнимого обнаружения пл противником;
1941 год 16 октября днем не смогла атаковать группу боевых кораблей с румынским минзагом «Дачия» из-за большой дистанции и сильной ПЛО;
1941 год 21 октября в 19.00 начала возвращение в Севастополь, куда прибыла в 11.15 23 октября;
1941 год 4 ноября в 07.13 вышла в четвертый боевой поход в район мыса Шаблер на позицию № 20, которую заняла утром 5 ноября;
1941 год 5 ноября вечером не смогла выйти в атаку на 2 румынских ЭМ, следовавших в южном направлении;
1941 год 6 ноября в 08.46 произвела торпедную атаку 2 румынских ЭМ восточнее маяка Шаблер из подводного положения 2 торпедами с дистанции 10 каб., промах. Атака противником не замечена. В 14.34 произвела атаку румынского ЭМ в том же районе из подводного положения 2 торпедами с дистанции 7 каб., промах. Румынский ЭМ «Марасешти» наблюдал след торпеды, шедшей по поверхности. Преследования не было. В этом и предыдущем случае пл обнаруживала румынские эсминцы «Реджина Фердинант», «Реджина Мария» и «Марасешти», выходившие из Констанцы на поиск итальянского танкера «Торчелло», потопленного «Щ-214» 5 ноября;
1941 год 15 ноября вечером начала возвращение в Поти, куда прибыла в 11.25 19 ноября;
1941 год 8 декабря в 11.00 вышла в пятый боевой поход в район мыса Шаблер на позицию № 20, которую заняла утром 11 декабря. Встреч с кораблями противника не имела, но 8 раз обнаруживала самолеты ПЛО;
1941 год 13 декабря в течении суток дважды коснулась минрепа мины румынского минного заграждения;
1941 год 24 декабря вечером начала возвращение в Поти, куда прибыла в 15.15 26 декабря. По итогам года лодка числилась среди отстающих. Хотя она имела 12 контактов с кораблями и судами противника, что явилось абсолютным рекордом среди пл ЧФ в 1941 году, но ни один из 4 выходов в атаку с выпуском 6 торпед не завершился успехом;
1942 год 12 января совершила переход в Туапсе для текущего ремонта;
1942 год 23 марта в 14.30 во время налета на Туапсе авиации противника повреждена 500-кг бомбой, взорвавшейся в 8-10 метрах за кормой по правому борту. В прочном корпусе VI и VII отсеков образовались трещины, вышел из строя компрессор ВВД, сорваны с мест кормовые торпедные аппараты, повреждена обшивка цистерн главного балласта;
1942 год с 28 по 29 марта совершила переход в Поти для аварийного ремонта;
1942 год с 3 по 18 августа находилась в доке;
1942 год 10 августа в связи с объединением 1 и 2 бригады пл ЧФ на основании директивы НК ВМФ № 0290 от 10.08.1942 г., перечислена в состав 1 дивизиона бригады пл ЧФ с местом дислокации в Поти;
1942 год сентябрь после окончания аварийного ремонта вступила в строй;
1942 год 30 сентября в 19.00 вышла в шестой боевой поход для разведки и отработки задач боевой подготовки в район севернее Ризе – Трабзон. Встреч с кораблями противника не имела;
1942 год 5 октября в 07.02 прибыла в Поти;
1942 год 14 октября в 18.30 вышла в седьмой боевой поход в район выхода из пролива Босфор на позицию № 46, которую заняла 18 октября;
1942 год 24 октября в 04.33 произвела торпедную атаку отдельного транспорта севернее Босфора в точке 41° 25’ сш., 28° 54,0’ вд. Из надводного положения с временным интервалом выпущено 2 торпеды с дистанции 3 каб., промах. Безуспешно атакован турецкий транспорт «Туркан», торпеды сошли с курса при 6-бальном шторме;
1942 год 31 октября вечером начала возвращение в Поти;
1942 год 3 ноября утром расстреляла плавающую мину и в 08.50 прибыла в Поти;
1942 год 19 ноября в 17.30 вышла в восьмой боевой поход в район выхода из пролива Босфор на позицию № 46, куда прибыла 23 ноября;
1942 год 28 ноября днем не смогла атаковать 2 ЭМ, к которым вскоре присоединился транспорт из-за большой дистанции. Предпринятая командиром попытка преследовать обнаруженный конвой в надводном положении сорвалась из-за плохой видимости;
1942 год 6 декабря начала возвращение в Поти, куда прибыла в 06.28 9 декабря;
1942 год 27 декабря в 22.00 вышла в девятый боевой поход в район мыса Шаблер на позицию № 50;
1942 год 28 декабря утром при срочном погружении при уклонении от самолета противника из-за неисправности указателей электродвигателей горизонтальных рулей и неправильных действий личного состава погрузилась на глубину 127 метров при дифференте на нос 45°. Из баков АБ вылилось ок. 180 литров электролита;
1942 год 30 декабря прибыла на позицию и в дальнейшем по приказу командования маневрировала в районе в 20-60 милях восточнее мыса Шаблер. Встреч с кораблями противника не имела;
1943 год 13 января в 18.00 начала возвращение в Поти, куда прибыла в 09.40 16 января;
1943 год 9 февраля в 18.00 вышла в десятый боевой поход в район Судак – Феодосия на позицию № 48а, куда прибыла в 02.00 12 февраля;
1943 год 12 февраля днем в точке 44° 57’ сш., 35° 29’ вд., не смогла атаковать пл противника в позиционном положении из-за ошибки рулевого-горизонталыцика, который допустил погружение до 13 метров и командир пропустил угол упреждения. Преследование пл противника продолжалось до тех пор, пока она не всплыла в крейсерское положение и не оторвалась, развив полный ход. По-видимому, была обнаружена германская пл «U-9»;
1943 год 26 февраля в 22.15 начала возвращение в Поти, куда прибыла в 07.25 28 февраля;
1943 год 11 апреля в 19.00 вышла в одиннадцатый боевой поход в район мыса Тарханкут
на позицию № 73 с обеспечивающим – командиром 1 дивизиона пл кап. 2 ранга
Новиковым Н.Д. для совместных действий с ВВС. В 05.00 16 апреля прибыла на
позицию;
1943 год с 15 апреля задействована совместно с «М-35» и «Щ-209» по плану первого на ЧФ группового поиска во взаимодействии с авиацией;
1943 год 20 апреля ночью, без участия ВВС, обнаружила противника и в 02.20 произвела торпедную атаку конвоя в составе 1 транспорта, 1 эскадренного миноносца, 1 сторожевого катера в точке 44° 58,9' сш., 31° 11,8' вд. из надводного положения 3 торпедами с временным интервалом в 12 сек. с дистанции 12 каб., услышано 2 взрыва, а после всплытия обнаружен спасательный круг. Попаданиями 2 торпед потоплен румынский транспорт «Сучава», 5695 брт, который перевозил пустые емкости из-под бензина и железный лом, 28 погибших. Контратакована румынским ЭМ «Реджина Мария» и германским тральщиком, сбросившими 18 глубинных бомб. На лодке получили незначительные повреждения палубный настил, освещение и гирокомпас, пропустили воду клапана шахты подачи воздуха к дизелям;
1943 год 21 апреля в ночь на 22 апреля получила приказ перейти к мысу Тарханкут;
1943 год 27 апреля в 20.00 начала возвращение в Поти, куда прибыла в 04.00 30 апреля;
1943 год 29 июня в 20.46 вышла в двенадцатый боевой поход в район мыса Тарханкут на позицию № 82, которую заняла в 03.24 3 июля;
1943 год 4 июля утром
командир отказался от атаки конвоя в составе 2 парусно-моторных шхуны и 2
баржи противника из-за малой ценности объектов атаки;
1943 год 6 июля в ночь на 7 июля предприняла безуспешную попытку перехватить конвой по данным от авиации, переданным через штаб бригады пл западнее Севастополя внутри минного заграждения на выходе конвоя с фарватера. По причине вынужденного форсирования минного заграждения «С-33» не успела занять исходную позицию;
1943 год 10 июля в ночь на 11 июля по приказу командования начала переход в район Босфора на позицию № 85, куда прибыла в 02.00 12 июля. Целью перевода «С-33» и «Щ-203», а затем и «Л-4» к Босфору был перехват румынских транспортов «Трансильвания» и «Бесарабия», которые по данным агентурной разведки должны были пройти в румынские порты. Встреч с кораблями противника не имела;
1943 год 16 июля в 22.00 начала возвращение в Поти, куда прибыла в 01.10 20 июля;
1943 год 9 сентября в 19.30 вышла в тринадцатый боевой поход в район Босфора на позицию № 85, которую заняла в 04.30 14 сентября;
1943 год 17 сентября днем отказалась от атаки нескольких отдельных транспортов, опознав их как турецкие;
1943 год 21 сентября по приказу командования с 01.40 до 18.20 совершала переход в район Сулина – Констанца на позицию № 81;
1943 год с 21 по 22 сентября с 23.24 перешла в район м. Тарханкут на позицию №82б;
1943 год 22 сентября в 04.19 22 сентября произвела торпедную атаку конвоя в составе 1 транспорта, 1 эсминца и 2 сторожевых катеров в точке 44° 38' сш., 31° 39,7' вд. из надводного положения 3 торпедами веером с дистанции 9 каб. Одна торпеда не вышла. Через 75 сек услышано 2 глухих взрыва. Зарубежных данных нет, возможно атакован германский конвой, включавший транспорт «Продромос» и румынский минзаг «Амирал Мурджеску». Контратакована кораблями охранения, сбросившими на большом удалении несколько глубинных бомб. По возвращении командир пл доложил о потоплении транспорта;
1943 год 24 сентября вечером
перешла на позицию №82а;
1943 год 6 октября в 20.00 начала возвращение в базу, но на переходе получила приказ произвести поиск спасшихся в районе гибели ЛД «Харьков», ЭМ «Беспощадный» и «Способный», который окончился безрезультатно. В 05.20 9 октября прибыла в Поти;
1943 год 7 декабря в 17.00 вышла в четырнадцатый боевой поход в район мыса Тарханкут – Евпатория на позицию № 94, куда прибыла в 08.00 14 декабря. Днем была обнаружена самолетом противника, сбросившим на пл, находившуюся на перископной глубине, 3 бомбы. Спустя полчаса не смогла выйти в атаку на конвой из-за обнаружения противником;
1943 год 21 декабря в 14.00
при попытке атаковать 2 БО типа «КТ», а фактически – суда-ловушки, – «Uj 103»
и «Uj 106», обнаружена и подверглась 3,5 часовому преследованию, в ходе
которого на лодку было сброшено 111 глубинных бомб. В результате разрывов
некоторые электроизмерительные приборы вышли из строя, выскочили из гнезд
лампы ГАС. Одновременно с «С-33» в атаку выходила «М-35», от торпед которой
противник уклонился;
1943 год 23 декабря днем обнаружила 2 БО типа «КТ», от атаки которых отказалась из-за профилактического бомбометания;
1943 год 27 декабря в 19.12 произвела торпедную атаку 2 БО типа «КТ», один из которых приняла за транспорт водоизмещением 4000 тонн, в точке 45°12' сш., 32° 38' вд. из подводного положения 4 торпедами веером с дистанции 1,5 каб. Через 13 и 17 сек. услышано 2 взрыва, в перископ наблюдались взрывы торпед – торпеды, оснащенные взрывателями НВС, взорвались на расстоянии 150 и 75 м от германского БО «Uj 106». Одна из торпед попала в БО «Uj 101» и хотя серьезно его повредила, но не взорвалась, так как не взвелся ударник. БО «Uj-106» сбросил на пл 2 глубинные бомбы. От взрывов на пл отказало электрическое управление рулями, была выведена из строя часть освещения и лаг. Через клапан аварийного продувания ЦГБ в 1 отсеке внутрь корпуса поступила вода. По возвращению командир доложил о потоплении транспорта;
1942 год 28 декабря в ночь на 29.декабря при срочном погружении от СКА противника, не закрылся газоотводный клапан правого борта – внутрь 5 отсека поступила вода, которая до всплытия откачивалась главной осушительной помпой;
1943 год с 5 января действовала также и на позиции № 93;
1943 год 6 января в 01.40 произвела торпедную атаку конвоя из 1 транспорта, 1 БДБ и 2 сторожевых катеров в точке 45° 07' сш., 32° 32' вд. из надводного положения 4 торпедами веером с дистанции 13 каб., через 110 сек. услышано 2 глухих взрыва. Безуспешно атакованы корабли германского конвоя «Зенит». Преследования не было. Атака оказалась безуспешной по причине большой дистанции стрельбы и торпеды были выпущены вдогонку. В 20.00 начала возвращение и в 07.10 9 января прибыла в Поти. По возвращению командир доложил о потоплении транспорта;
1944 год с 10 января по 28 апреля прошла текущий ремонт, с 21 февраля по 30 марта находилась в доке;
1944 год 9 мая в 21.00 вышла в пятнадцатый боевой поход в район юго-западнее мыса
Сарыч на позицию № 9;
1944 год 12 мая в 10.38 обнаружила дрейфующую БДБ в точке 43° 43,5' сш., 32° 00' вд., но при сближении атакована самолетом противника, сбросившим 4 бомбы. К 12.00 осмотрела БДБ и потопила ее артиллерийским огнем, израсходовав 14 100-мм и 9 45-мм снарядов. По-видимому, была потоплена германская БДБ «F 130А», ранее, 29 апреля подорвавшаяся на мине, а при уводе из Севастополя поврежденная ВВС и покинутая экипажем. С БДБ в качестве трофея были взяты кормовой флаг и оружие. В 14.30 тех же суток прибыла на позицию. В дальнейшем встреч с кораблями противника не имела. В 23.00 15 мая начала возвращение в базу и в 10.00 17 мая прибыла в Поти;
1944 год 22 июля приказом Народного комиссара ВМФ от 22.07.1944 г. удостоена гвардейского звания;
1944 год 27 июля перешла в Батуми;
1944 год 16 августа в 23.00 вышла в шестнадцатый боевой поход под командованием кап. л-та Матвеева В.И. в район мыса Бахлар – мыса Стефанос на позицию № 47/55, которую заняла в 02.46 20 августа;
1944 год с 28 августа по указанию командования действовала восточнее линии минных заграждений противника. В течение похода наблюдала несколько шхун, от атаки которых командир отказался из-за малой ценности объектов;
1944 год 7 сентября в связи с капитуляцией Румынии пл было приказано занять утром 8 сентября новую позицию, на которой находилась всего 3 суток. В 20.25 12 сентября начала возвращение и в 05.55 15 сентября прибыла в Поти;
1949 год 12 января переклассифицирована в среднюю пл;
1955 год 14 марта выведена из боевого состава флота, переформирована в ПЗС;
1955 год 6 апреля присвоен номер «ПЗС-22»;
1974 год 12 марта исключена из состава ВМФ в связи с намеченной сдачей на слом;
1975 год 14 март вновь зачислена в состав ВМФ;
1977 год 12 октября присвоен номер «РЗС-422»;
1978 год 3 января исключена из состава ВМФ и впоследствии на Севастопольской базе «Главвторчермета» в пос. Инкерман разделана на металл; За время нахождения в составе ВМФ пл совершила 16 боевых походов, выполнила 9 торпедных атак с выпуском 24 торпед, в результате которых достоверно потоплен румынский транспорт «Сучава» (5695 брт), поврежден большой охотник «Uj-101». Артиллерией потоплена ранее поврежденная германская БДБ «F-130А». Командир 1 дивизиона пл кап. 2 ранга Алексеев Б.А, командовавший «С-33» до 03.06.1944 г. Указом президиума Верховного Совета СССР от 22.07.1944 г. за мужество и героизм удостоен звания Героя Советского Союза.
командиры: (войсковая часть ..?..)
1. Алексеев
Борис Андреевич (.?. – 03.06.1944); 2. Темин
Абрам Борисович (03.06.44 – 10.06.1944) врио; 3. Парамошкин
Павел Иванович (10.06.1944 – 01.09.1944); 4. Матвеев Василий Иванович. (01.09.44 – ?.); 5. ..?..; список источников:
1. Бережной С.С. «Подводные лодки ВМФ
СССР и России», рукопись; 2. Морозов М.Э. «Подводные лодки ВМФ СССР в Великой Отечественной войне 1941-1945 г.», ч. 2, «Стратегия КМ», Москва, 2003 г.; 3. Балакин С.А., Морозов М.Э. «Подводные лодки типа «С»», серия «Морская коллекция», приложение к журналу «Моделист-Конструктор», Москва, 2002 г.. Использованы страницы сайта «История мировых войн» http://wunderwaffe.narod.ru/magazine/mk/2000_02/09.htm; 4. Платонов А.В. «Советские боевые корабли 1941-1945 гг.» ч.3, издательство «Цитадель», Санкт-Петербург, 1998 г.; 5. Платонова А.В., Лурье В.М. «Командиры советских подводных лодок 1941-1945», издательство «Цитадель», Санкт-Петербург, 1999 г.; 6. «Боевая деятельность подводных лодок Военно-морского флота СССР в Великую отечественную войну 1941-1945 гг.» Том III. Военное издательство МО СССР, Москва, 1970 г. 7. Страницы сайта «Великая
Отечественная - под водой» http://www.town.ural.ru/ship/ship/s33.php3 и http://town.ural.ru/ship/means/mens_a.php3; Большая просьба ко всем, кто может что-либо добавить к приведенным данным или внести поправки, свяжитесь с автором по atropus2000@mail.ru
|