|
Щ-306
Пикша
тип «Щ»
V-бис-2 серии, заводской номер 250
историческая
справка
1933 год 6 ноября
заложена на эллинге Балтийского судостроительного и механического завода в гор.
Ленинграде.
1934 год 1 августа
спущена на воду.
1934 год 15 сентября
получила литерно-цифровое обозначение «Щ-306».
1935 год 4 августа
подписан приемный акт, пл
вступила в строй.
1935 год 17 августа
торжественно поднят Военно-морской флаг.
1935 год 17 августа
включена в состав 15 дивизиона 1 бригады подводных лодок Краснознаменного
Балтийского флота с базированием в Кронштадте.
1938 год 15 апреля
в составе дивизиона
перечислена в состав 4 бригады подводных лодок Краснознаменного Балтийского флота.
1938 год по 1939 год
прошла капитальный ремонт и модернизацию на Балтийском судостроительном заводе
заводе № 189 им. С. Орджоникидзе.
1941 год 23 января
в связи с расформированием 4 бригады перечислена в состав отдельного учебного
дивизиона подводных лодок Краснознаменного балтийского флота с базированием в
Ораниенбауме.
1941 год 22 июня
к началу боевых действий числилась во второй линии.
1941 год 25 июня
вышла в первый боевой поход под командованием Смоляр Н.И. на позицию № 18 в
районе маяка Калбодагрунд, на которой находилась до 6 июля. Из-за белых ночей и
наличия противолодочных дозоров для зарядки отходила в бухту Кясму-Лахт у
побережья Эстонии.
1942 год 27 июня
в 02.31 атакована 3 финскими СКА, сбросившими на пл в течение 40 мин около 20
глб. Во время уклонения от преследования оказалась вблизи маршрута движения
наших конвоев из Таллина в Кронштадт, по которому в эти сутки осуществлялась
проводка поврежденного крейсера «Максим Горький». Услышав отдаленные взрывы
затраленных мин, командир лодки счел себя атакованным силами ПЛО. В 15.20 пл
погрузилась на глубину 93 метра, в результате чего оказались раздавлены
давлением находившиеся на мостике магнитный компас и репитер гирокомпаса.
1941 год 2 июля
в результате навигационной ошибки села на мель в районе банки Калбодагрунд, с
которой снялась самостоятельно.
1941 год 3 июля
услышав отдаленные взрывы глб, командир в течение 12 часов производил уклонение,
двигаясь на глубинах 30 - 40 метров.
1941 год 5 июля
отозвана с позиции командиром Кронштадтской ВМБ.
1941 год 7 июля
самостоятельно прибыла в Ораниенбаум.
1941 год август
перешла в Ленинград для ремонта.
1941 год 16 сентября
вернулась к постоянному месту базирования в Кронштадт.
1941 год 21 сентября
во время авианалета в 17.45 на стенке в 5 метрах от пл взорвалась авиабомба. В
результате взрыва в прочном корпусе образовались вмятины, осколками были
перебиты трубопроводы вентиляции цистерн главного балласта, ранено 11 человек,
из них 4 - тяжело.
1941 год 26 сентября
перешла в Ленинград для ремонта на заводе № 189.
1942 год 13 мая
во время стоянки у стенки завода повреждена близкими разрывами артснарядов. В
результате двух подводных взрывов нарушена герметичность топливной цистерны № 2,
разбито 5 аккумуляторных баков кормовой группы, внутрь прочного корпуса поступил
соляр.
1942 год 13 октября
в ночь на 13 октября перешла в Кронштадт для подготовки к боевому походу.
1942 год 20 октября
в 18.35 вышла во второй боевой поход под командованием Смоляр Н.И. До 03.05
следующих суток в сопровождении «БТЩ-205», «БТЩ-207», «БТЩ-210», «БТЩ-215»,
«БТЩ-218» и 2 сторожевых катеров совместно с пл «Щ-406» перешла к о-ву Лавенсари.
1942 год 20 октября
в 21.15 в районе маяка Шепелевский конвоем без потерь отражена атака финских
торпедных катеров.
1942 год 21 октября
в 04.08 пл погрузилась и начала переход в район между о-вом Эланд и параллелью
55°20' с.ш. В дальнейшем пл должна была перейти для действий в район западнее
о-ва Борнхольм.
1942 год 25 октября
около 01.00 доложила об окончании форсирования Финского залива. Возможно 25.10
безуспешно атаковала германский конвой южнее о-ва Утё.
1942 год 31 октября
вечером командир бригады приказал пл перейти на позицию № 2 на подходах к
Данцигской бухте. Сигнала о прибытии на новую позицию и ответа на запрос
командования на следующие сутки с лодки не поступило.
1942 год 6 ноября
северо-западнее маяка Штольпемюнде, возможно, потопила германский транспорт «Elbing
IX» (467 брт), но вероятность этого не высока, поскольку в последнем
радиодонесении командир пл не донес ни о занятии позиции № 2, ни об успешной
атаке транспорта.
1942 год 9 ноября
на пл передан приказ о возвращении в Кронштадт.
1942 год 11 ноября
на пл повторно передан приказ о возвращении из похода. В 21.55 пл донесла о
намерении начать форсирование Финского залива в 20.00 следующих суток. В
дальнейшем на связь не выходила и в Кронштадт не вернулась.
1942 год 12 ноября
в 17.45 и в 19.50 в устье Финского залива, по всей вероятности, несколько раз
безуспешно атаковала финский минный заградитель «Руотсинсалми».
1942 год 13 ноября
в 02.27 и 04.45 повторно безуспешно атаковала ту же цель, но в последнем случае
торпеда прошла под мостиком минного заградителя.
1942 год 16 ноября
вышел срок возвращения пл. Возможные причины гибели: 13 ноября подрыв на мине
заграждения «Насхорн», либо в последующие сутки на минах заграждений «Юминда»
или «Зееигель», а также ошибка личного состава или отказ техники. На пл погибло
38 членов экипажа;
1942 год 25 декабря
исключена из состава ВМФ.
За время нахождения в составе
ВМФ пл совершила 2 боевых похода, выполнила не менее 4 торпедных атак.
командиры:
источники:
• |
Бережной С.С. «Подводные лодки России и СССР»,
рукопись; |
• |
Голосовский П.З.
«Проектирование и строительство подводных лодок», очерки по истории ЛПМБ
«Рубин», т. 2, Ленинград, 1979 г.; |
• |
Гусев А.Н. «Советские
подводные лодки 1922-1945 гг.» ч. 1, изд. «Галея Принт», СПб, 2004 г.; |
• |
Дмитриев В.И. «Советское подводное кораблестроение», Военное
издательство, Москва, 1990 г.; |
• |
Кулагин К.Л., Морозов М.Э.
«Подводные лодки типа «Щ» III, V, V-бис и V-бис-2 серии», серия «Морская
коллекция», приложение к журналу «Моделист-Конструктор» № 2-2002, Москва, 2002
г.; |
• |
Платонов А.В. «Советские
боевые корабли 1941-1945 гг.» ч.3, изд. «Цитадель», СПб, 1998 г.; |
• |
Платонова А.В., Лурье В.М.
«Командиры советских подводных лодок 1941-1945», изд. «Цитадель», СПб, 1999 г.; |
• |
Тарас А.Е. «Подводные лодки
Второй мировой войны», изд. «Харвест», Минск, 2004 г.; |
• |
Широкорад А.Б. «Корабли и
катера ВМФ СССР 1939-1945 гг.», изд. «Харвест», Минск, 2002 г.; |
Большая просьба ко всем, кто может
что-либо добавить к приведенным данным или внести поправки, свяжитесь с
автором по e-mail: atropus2000@mail.ru
главная
| справочник | гостевая
| почта
main
| directory | the guest book
| feedback
© 2005 Составитель
Илья Курганов и Андрей Николаев. Все права защищены. Воспроизводство страницы
полностью или частично в любой форме или виде только с письменного разрешения
автора.
© 2005 Design by Ilya S. Kurganov and Andrey S. Nikolaev. All rights reserved.
Reproduction in whole or in part in any form or medium without express
written permission of author is prohibited.
|