неизвестные фотографии - подводные лодки

фотография № 1

the greater size

Многоцелевая атомная подводная лодка проекта 671рт выходит из губы Сайда. Вероятнее всего весна, точно известен год - 1987-й. Фотография штатного фотографа Музея КСФ А. Кузнецова. По всей видимости, он сопровождал выходящую лодку на рейдовом буксире. Эта лодка входила в состав дивизии многоцелевых пла в губе Сайда.

the greater size

Просмотр подшивки «Морского сборника» за 1986 год принес очень интересную находку.
В июльском номере на второй странице обложки помещена статья и фоторепортаж Ю. Пахомова об экипаже под командованием кап. 1 ранга Семина А.А. В этом репортаже есть фотография лодки проекта 671рт, выходящей из губы Сайда. При сопоставлении с имеемыми фотографиями выяснилось, что они сделаны в один день. Логично предположить, А. Кузнецов и Ю. Пахомов фотографировали одну и ту же лодку, сопровождая её на буксире. Есть вероятность того, что А. Кузнецов и Ю. Пахомов работали вместе, что нередко практикуется у профессиональных фотографов. В музее фотографии датированы 1987-м годом, но теперь стало очевидно, что там ошибка. С достоверной точностью известно, что первая лодка проекта 671рт пришла в губу Сайда в конце 1985 года. Поскольку лежит снег, то однозначно можно заключить, что съемка происходила весной. Ориентировка высоты Солнца по местности дает точность примерно в полтора-два месяца: конец марта-апрель-начало мая 1986-го года. Осталось вычислить, какие лодки выходили в море за этот период. Причем не исключена вероятность принадлежности рассматриваемой фотографии к «К-495». Все три фотографии сверху вниз расположены в хронологической последовательности.

the greater size

фото: пла проекта 671рт на выходе из губы Сайда
дата: 1986 год, март (приблизительно)
автор: Ю. Пахомов
источник: журнал «Морской сборник» № 7 1986 год

Долгая работа по идентификации фотографии увенчались успехом. Это «К-513» с 246 экипажем на борту, командир - кап. 1 ранга  Гончаров А.И. Лодку специально раньше плана вывели в море, поскольку в Гаджиево приехали фотографы с заданием выполнить фотосъемку подлодки. Ей надлежало выйти в Мотовский залив на замер физических полей перед боевой службой. Об этом нам сообщил кап. 1 ранга в отставке Гончаров А.И.


фотография № 2

the greater size

Подводная лодка проекта 671рт заходит предположительно из Мотовского залива в губу Западная Лица. Фотография сделана примерно в марте 1992-го года. Фотографию предоставил А. Аверин из гор. Мурманска.

По поводу данной фотографии высказал свою версию кап. 1 ранга Сергей Львович Бутров, проживающий в гор. Полярном. По его мнению, это «К-495», в 1990 году перебазированная из Гаджиево в Гремиху. Сергей Львович на «К-495» проходил службу до 1990 года в должности старшего помощника командира. Как он нам сообщил, 495-я имела несколько отличительных особенностей, которые видны на фотографии. Прежде всего это так называемые "усы" - буруны, образующиеся в носовой части. У 495-й они почему-то расходились в стороны, когда у всех других РТ такого не наблюдалось. Также видны в проемах бортовых шпигатов планки, наваренные в 1990 году. Так пришлось сделать, поскольку штатные крышки, закрывающие проем шпигата после погружения лодки, пришли в неремонтопригодное состояние. В настоящее время «Б-495» выведена из состава флота.


фотография № 3

the greater size

Подводная лодка проекта 671рт у пирса в губе Сайда. 1987 год. Фотография штатного фотографа Музея КСФ А. Кузнецова


фотография № 4

the greater size

Атомный подводный крейсер проекта 667ау Краснознаменного Тихоокеанского флота, фото Лапина, 1987 год. Очень известная фотография, но ни в одном источнике не указывается ее номер. В некоторых утверждалось, что это «Ленинец». Но это не верно. Хотя бы потому, что «К-137» никогда на ТОФе не была. Есть предположение, что это «К-415», которая первой из лодок данного проекта была переведена на КТОФ и там прошла модернизацию по проекту 667ау.

 


фотография № 5

the greater size

Подводная лодка проекта 671ртм у пирса в Североморске. По всей видимости, экипаж встречает какого-то высокого гостя.

Кап. 2 ранга Охотский В.С., служивший в 603 экипаже с июня 1985 года по август 1986 года инженером по автоматике ГЭУ, а затем в 1-м экипаже «К-388» с августа 1986 года по ноябрь 1991 года командиром группы дистанционного управления № 2, узнал по фотографии экипаж. Это 306 экипаж (точнее одна боевая смена) построен на корпусе для встречи Генерального Секретаря ЦК КПСС М.С. Горбачева во время его посещения Мурманска и Североморска в 1987 году. Тогда, кроме этой пла проекта 671ртм, у пирса в Североморске ошвартовали и ТРПКСН проекта 941. В первом ряду стоит командир экипажа кап. 1 ранга Евгений Николаевич Иванов, рядом с ним вторым в первой шеренге стоит, скорее всего, командир группы космической связи ст. л-т Анатолий Алимасов, а третьим в той же первой шеренге стоит командир БЧ-4 кап. 3 ранга Степанов. Во втором ряду второй - командир торпедной группы ст. л-т Владимир Горгенович Симонян. Сама пла, вероятно, «К-388» так как она тогда была одна из самых новых лодок этого проекта.

Оказывается, чтобы определить, что это не «К-388», достаточно быть просто внимательным. Если заглянуть в справочник, то выяснится, что «К-388» в 1987 году еще не была принята в состав ВМФ. Об этом нас уведомил С. Шлимонов.

Нам удалось разыскать одного из офицеров 603 экипажа. Это кап. 1 ранга Владимир Горгенович Симонян. Он подтвердил, что на фотографии запечатлена встреча Генерального Секретаря ЦК КПСС М.С. Горбачева, а лодка - «К-298».


фотография № 6

the greater size

Еще одна подобная фотография. Подводная лодка проекта 671ртм у пирса в Североморске. Тоже пришла в Североморск для посещения высоких чинов. На обвесе трапа читается номер 699.


фотография № 7

the greater size

Подводная лодка проекта 641 перешвартовывается к борту другой, c бортовым номером 420. Дата около 1974 года. Фотографию предоставил моделист из Северодвинска А. Кузнецов.


фотография № 8

the greater size

Дизельная подводная лодка проекта 641б в парадном строю в Кольском заливе. Фотография А. Раубе из архива Музея Северного флота, датирована 1985 годом. Судя по внешнему виду, лодка одна из последних в серии.

Своё мнение на этот счет изложил Михаил Черкасский:
Не могу точно сообшить вам про 1985 год, я в это время еще был курсантом ВВМУПП. Но в конце 80-х (1989,1990) на день ВМФ в Североморск всегда ходила пл «Б-312», командир кап. 2 ранга Сколота (прошу меня извинить, если допустил ошибку в написании фамилии). «Б-312» была одной из последней в серии и входила в состав 96-й бригады. Самая последняя пл проекта 641Б «Б-380» почти всю свою службу провела в Севастополе.


фотография № 9

the greater size

В этом случае неизвестна дата, место и автор фотоснимка. Даже затруднительно определить проект. Возможно, это спасательная подводная лодка проекта 666, так как над первым отсеком установлен спасательный люк с комингс-площадкой, чего на серийных лодках 613 проекта не было.


фотография № 10

the greater size

Почти таинственная фотография. На заднем плане видны постройки Полярного 40-х годов. Лодка с открытым мостиком. Среди лодок отечественной постройки таких? скорее всего, не было. Летом 1944 года в Полярный прибыли 3 английские лодки с советскими экипажами. Но и у них ограждение рубки и мостика было несколько иной конструкции. Неужели это немецкая субмарина? Фотографию предоставил моделист из Северодвинска А. Кузнецов.

Нам написал А. Карклит, и он считает, что это одна из английских лодок, которая базировалась на СФ в начале войны. Да, действительно, в Полярном в 1941 и 1942 году поочередно базировались английские пл «Tigris», «Trident» и «Sea Lion». Но смущает советский флаг. Кроме того, формой рубки лодка похожа на немецкую пл II серии. И еще один серьезный аргумент за немецкое происхождение фотографии: Германия с разрешения советского правительства в губе Западная Лица располагала базой подлодок вплоть до 1940 года.
Свои уточнения прислал Peter Clisby (
peterclisby@blueyonder.co.uk) из Великобритании, прослуживший 25 лет в Королевском Флоте. Он просмотрел свой архив и справочник «Janes Fighting Ships», и утверждает, что ни одна из английских лодок не похожа на представленную фотографию. Кроме того, по его мнению, маловероятно, что это немецкая подлодка, и предполагает, что это итальянская пл. Но так как ни итальянцы, ни трофейные итальянские лодки точно не посещали Полярный, остается ограничить поиски пределами советского ВМФ. В своем письме А. Карклит указал на лодки типа «М» XV серии. Они массово строились уже после войны, но с 1943 года в Полярном воевали «М-200» и «М-201» которые, вероятнее всего, отличались внешне от корпусов более поздней постройки. 

the greater size

В нашем распоряжении имеется чертеж послевоенной XV серии (прилагается).
На чертеже четко виден козырек над мостиком и волноотбойник на ограждении рубки.  Но также четко прослеживается соответствие конструкции тумбы перископа, а точнее, места кабельных вводов. Обтекатель правого ходового огня тоже идентичен. Дело за малым: найти достоверные фотографии и чертежи «М-200» и «М-201», и заодно выяснить, когда и в связи с каким событием делалась эта фотография.

the greater size

Идентификация фотографии продолжается. В наше распоряжение кап. 3 ранга Стежко П.А. из гор. Полярного предоставил фотографию экипажа «М-201». Сличением удалось установить (с определенной вероятностью), что, возможно, на мостике неизвестной фотографии третьим слева стоит старшина команды торпедистов глав. старшина Грибков Ф.П. (на общем фото крайний справа во втором ряду), а вторым - командир пл, кап. 3 ранга Балин Н.И. Возможно также, что вторым стоит дублер помощника командира Морозов И.Е., внешне очень похожий на командира (на общем фото отсутствует).


фотография № 11

the greater size

Фотография из агитационных плакатов советских времен, и скорее всего, дана в зеркальном отображении. Утверждается со ссылкой на «фото ТАСС», что это «Атомная подводная лодка «50 лет СССР». Вполне возможно, но надо не забывать, что в советские времена номера проектов, а тем более тактические номера мало кто знал, поэтому все лодки одной серии именовались в архивах ТАСС под одну гребенку по имени головной. Вот попробуй сейчас разберись... Этот же плакат сообщает, что «бдительно нести океанскую вахту призывает военных моряков экипаж атомной ракетной подводной лодки КТОФ, которой командует капитан 1 ранга А. Самохвалов». Ну и далее в том же политагитационном духе.

К нам пришло много писем по поводу этой фотографии. И все примерно одного содержания. Вот, например, последнее от В. Загоруйко, который нам сообщает, что экипаж Самохвалова - это 1-й экипаж пл проекта 667бдр, а на снимке многоцелевая пл проекта 671. Уважаемый Виталий Владимирович! Спасибо, что откликнулись на просьбу, за это Вам и всем другим мы очень признательны. Только это и так понятно, ведь несуразица налицо: многоцелевая лодка на снимке идет по Мотовскому заливу, а в агитационном плакате ссылка на ракетную атомную лодку КТОФ. По случаю успешного перехода на КТОФ подо льдами Арктики на «К-506» проекта 667бдр в 1981 году кап. 1 ранга Самохвалов В.А. (в плакате и в инициалах ошиблись) попал в замполитовские скрижали, вот и лепили его фамилию тогдашние политтехнологи куда надо и не надо.


фотография № 12

the greater size

На этот раз «фото ТАСС» подписано проще: «Атомные у причала». Зато текст чуток более информативен: «Грозную силу представляет собой наш Военно-Морской флот. Экипаж атомной ракетной подводной лодки «60 лет Великого Октября» Краснознаменного Северного флота обратился ко всему личному составу ВМФ с призывом еще шире... социалистическое... бороться... высокую...». Как видно, политорганы на словоблудие не скупились. А цензоры не забыли на обвесе трапа заретушировать бортовой номер (трехзначное число, начинается на 3).

По поводу данной фотографии предоставил свои соображения А. Мосолов, отец которого, Г. Мосолов, был командиром «К-53» с 1973 по 1980 год. На фотографии в корме по правому борту видна П-образная наделка. Как рассказывал Г. Мосолов, на «К-53» испытывалось приспособление для уменьшения шумности в виде наделки на легком корпусе. Кроме того, в пользу «К-53» говорит и начальная цифра бортового номера: до апреля 1978 года «К-53» имела бортовой номер 354.

the greater size

Все сомнения развеялись, когда к нам обратился Евгений Кобчиков из СПб. Вот что он пишет:
В свое время, т.е. в 1960-е – 1970-е гг. публикация фотографии любой отечественной атомной подводной лодки в нашей открытой (официальной) печати было достаточно большой редкостью, а поэтому такие моменты буквально если не наперечет, то где-то рядом. Данная фотография – в ряду фототворчества капитана 2 ранга Ю. Мичурина, который публиковал свои работы в газетах «Красная Звезда» и «Правда». Прилагаю несколько газетных вырезок с его фотографиями:
Фото 1 – с фотоконкурса газеты «Правда». 28 апреля 1979 г., где есть и «неизвестная фотография № 12». При попытке тщательно ее рассмотреть на обвесе трапа виден № 364 (или 354). Так что, вероятно, номер исчез при ретушировании фотографии для какого-то другого издания в более позднее время.
Фото 2 – фотография Ю. Мичурина из газеты «Красная Звезда» от 26 марта 1978 года «Перед выходом в море (атомные подводные лодки готовятся покинуть базу».

the greater size

Теперь можно с уверенностью констатировать, что на фотографии запечатлена «К-53» в момент пребывания там фотокорреспондента кап. 2 ранга Ю. Мичурина, и не позже марта 1978 года, после чего фотография появилась в «Красной Звезде», а через год - на конкурсе газеты «Правда», затем фотография разошлась массовым тиражом с заретушированным бортовым номером по другим публикациям.


фотография № 13

the greater size

Подлодки проекта 641 (бортовой номер 560) и проекта 611 (бортовой номер 515). Сфотографированы в один день - 26 сентября 1964 года. По всей видимости, они вышли из Екатерининской гавани в Кольский залив. Возможно, что это было сделано специально для фотосъемки. Негативы хранятся в архиве ЦВММ под инв. номерами 37069/6 и 37068/4 соответственно.

the greater size

фотография № 14

the greater size

Возможно, эта фотография сделана в тот же день, что и предыдущие. В фотоархиве ЦВММ ее инвентарный номер 37066.


фотография № 15

the greater size

До сих пор история арктических походов нашего атомного флота предстявляет из себя белое пятно. Впрочем, как и эти фотографии.

the greater size

Уже после того, как фотографии были размещены на странице, в книге Михайловского А.П. «Вертикальное всплытие» удалось найти одну из них. Это «К-42» в районе арктической станции «СП-16» во время межфлотского перехода с КСФ на КТОФ, август 1968 года. Поскольку Аркадий Петрович был участником того похода, можно считать, что фотографии идентифицированы достоверно.


фотография № 16

the greater size

Экспозиция Музея Черноморского флота. Пояснительная табличка отсутствует. Мы показывали эти фотографии специалистам ракетчикам, но мнения разделились. Одни утверждали, что это - «П-6», другие считают, что это надводная «П-35». Высказывались даже мнения, что это вообще не боевая ракета, а летающий макет или что-то в этом роде.

the greater size

Наиболее убедительную версию привел М. Цугба. Это совершенно точно не «П-35», поскольку у последней имеется своеобразный конус у воздухозаборника, чего на экспонате нету. Поскольку ракеты «П-5» были сняты с вооружения достаточно давно, а на Черноморском флоте имелись подводные лодки, вооружаемые ракетами «П-6», то логичней предположить, что это и она и есть. Осталось выяснить, боевая ли это ракета, или УДР.


фотография № 17

the greater size

"...Усталая подлодка из глубины идет домой". Фото из фотоальбома «Военно-Морской флот СССР». Издательство «Планета», Москва 1982 год. Возможно, Краснознаменный Черноморский флот.


фотография № 18

the greater size

Фотография из книги Костева Г.Г. «Военно-Морской флот страны в последние полвека», стр. 256, датирована 1972 годом. Средиземное море. Автор не указан. Как видно из фотографии, лодка 670 проекта и есть вероятность, что это «К-313», которая в течении 1972 года дважды совершала БС в Средиземное море.


фотография № 19

the greater size

Белый мишка идет в гости к подводникам. Ему кинули булку хлеба (на фотографии видна на фоне корпуса, несколько смазано), но она, отскочив от корпуса, ударила мишке по носу, он обиделся и ушел. Известно, что это фото печаталось на обложке одного из выпусков «Морского сборника». Фотографию предоставил В. Мышеловский из гор. Обнинска.


фотография № 20

the greater size

По всей видимости, пл проекта 641б пришвартована к борту плавбазы и готовится к перегрузке боезапаса. Фотографию предоставил Р. Волков из гор. Новосибирска.


фотография № 21

the greater size

Примерно 80-е года, пл проекта 641 на Неве. Фотографию предоставил Р. Волков из гор. Новосибирска.


фотография № 22

the greater size

Торжественное построение экипажей пл проекта 641 в Екатерининской гавани. Но очевидно, что это не день ВМФ, иначе бы поднимались флаги расцвечивания. Поскольку бортовые номера на лодках уже в виде съемных табличек, то это после 1968 года, но правила ношения наград ("наискосок") еще старые. Одна из пл (средняя) еще не имеет подъемную мачту антенны связи «Ива», из чего можно предположить что фото сделано в начале 70-х годов. Фотографию предоставил В. Костриченко из гор. Севастополя.


главная | справочник | гостевая | почта
main | directory | the guest book | mail


© 2003 - 2007 Составитель Илья Курганов. Все права защищены. Воспроизводство страницы полностью или частично в любой форме или виде только с письменного разрешения автора.
© 2003 - 2007 Design by Ilya S. Kurganov.  All rights reserved. Reproduction in whole or in part in any form or medium without express written permission of author is prohibited.


© 2006 сайт «Русский Подплав» www.submarines.narod.ru

 

Рейтинг@Mail.ru   Rambler's Top100   HotLog   Проголосуй за Рейтинг Военных Сайтов!

Сайт управляется системой uCoz